Рынок горячекатаного проката в России по-прежнему «остывает»

Прокат черных металлов 26 октября 2016

рынок горячекатаного проката

Фото: © Nuttawut Uttamaharad/ Bigstockphoto

С марта 2015 года отрасль переживает спад из-за снижения спроса со стороны строительства и машиностроения.

Согласно исследованию рынка горячекатаного проката, с января по август 2016 года российские производители горячекатаного проката показывали разнонаправленную динамику: на протяжении 5 месяцев из 8 помесячный индекс производства находился в положительной зоне, однако при этом совокупный выпуск за этот период в годовом выражении сократился на 4,4% до 22,4 млн т. В результате рынок горячекатанного проката так и не смог преодолеть спад, наблюдавшийся в 2015 году, по итогам которого производство снизилось на 3,4% до 34,3 млн т.

По мнению экспертов IndexBox, ключевыми факторами, негативно повлиявшими на рынок, стали сокращение инвестиций в основной капитал (на 8,4% в 2015 году и на 4,8% в 1 кв. 2016-го г/г) и снижение объемов строительства (на 7% в 2015-м и на 5,7% в первом полугодии 2016-го г/г).

Рынок горячекатаного проката России: динамика производства

Состояние рынка сильно зависит от цен на прокат, устанавливаемых российскими металлургическими компаниями. С 2014 года цены на отечественный металлопрокат растут. Не стал исключением и 2016 год: в период с апреля по июль цены на горячекатаный прокат в среднем выросли на 40%, стабилизировавшись в августе на уровне 29,2 тыс. руб. за тонну. Аналитики IndexBox связывают рост цен на протяжении последних двух лет с нестабильностью курса рубля, т.к. положение российских производителей стального проката в значительной мере определяется ситуацией на международном рынке.

Рост цен связан не только с девальвацией рубля и удорожанием стали и лома черных металлов в странах Европы, отмечают эксперты торговой компании «Металл-Энергия»: по их мнению, к ценовому скачку также привело введение Россией пошлины на украинский арматурный прокат, протекционистская политика ЕС и США в отношении российского проката и начало строительного сезона в РФ.

В структуре выпуска российских производителей доминирует плоский горячекатаный прокат: во втором квартале 2016 года на него пришлось 57,6% отечественного производства (5 млн т); за ним следовали горячекатаные прутки (24,8%), а также сортовой и фасонный прокат (16,8%). В силу консервативности спроса со стороны потребляющих отраслей эта структура выпуска на протяжении всего прошлого года оставалась практически неизменной.

Структура отечественного производства горячекатаного проката

К числу ключевых предприятий отрасли можно отнести: ОАО «ММК» (Челябинская область), ПАО «НЛМК» (Липецкая область), ПАО «Северсталь» (Вологодская область), ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК» (Кемеровская область), ПАО «Мечел» (Челябинская область) и др.

Во втором квартале 2016 года регионом-лидером по производству горячекатаного проката был Уральский федеральный округ, на долю которого пришлось 41,2% общероссийского выпуска (3,6 млн т); за ним следовали Северо-Западный (21,6%) и Центральный ФО (14,9%).

География производства горячекатаного проката в России

В 2016 году отечественные металлурги стали переориентироваться с российского рынка на рынки зарубежных стран: по оценке экономиста торговой компании «Центрметалл», в условиях кризиса внутренние поставки снизились почти вдвое.

Прогноз по рынку горячекатаного проката России

В среднесрочной перспективе состояние отрасли горячекатаного проката будет зависеть от конъюнктуры на мировом рынке стали и цен на металлопрокат, полагают аналитики IndexBox. При сохранении нынешнего курса рубля российская продукция (в особенности катанка и листовой прокат) сохранит высокий экспортный потенциал, что будет стимулировать рост производства.

Сдерживающее влияние на отрасль может оказать снижение спроса со стороны производителей строительной арматуры и метизов, испытывающих трудности из-за снижения объемов строительства. Другим негативным фактором может оказаться ввод протекционистских пошлин на российскую горячекатаную сталь со стороны ЕС и США - ранее подобные меры были введены в отношении холоднокатаного проката. В этом случае отечественным металлургам, скорее всего, придется искать дополнительные рынки сбыта.

Источник: Маркетинговое исследование. Рынок горячекатаного проката