Рынок эскалаторов в России близок к насыщению

Электрооборудование, электроника и оптика 19 декабря 2013

рынок эскалаторов

Производитель тоннельных эскалаторов ЗАО «ЭС-Сервис», заменивший в 2013 году ушедшего с рынка ЗАО «ЭЛЭС», рискует потерять своё положение эксклюзивного поставщика эскалаторов для метрополитенов уже в следующем году. Как это отразится на развитии метро и причём тут поэтажные эскалаторы?

Российский рынок эскалаторов в 2012 году показывал стремительные темпы роста: годовой прирост составил 22%. Столь мощное развитие рынка обеспечило положительное воздействие сразу нескольких факторов. В первую очередь, это строительство нового пассажирского терминала Санкт-Петербургского аэропорта «Пулково», окончание которого намечено на декабрь 2013 года, а также реконструкция старых площадей аэропорта, которое завершится летом следующего года (необходимое количество эскалаторов для проекта в целом - 14 шт.). Вместе с тем активно развивается Московский метрополитен (по итогам 2013 года было запланировано открыть 5 новых станций) и Казанский метрополитен (в 2013 году к Всемирной универсиаде было открыто 3 новые станции). В то же время в России активно развивается строительство торговых центров - так в 2012 году было построено более 1,5 млн. кв. м торговых площадей. 

Одним из основных драйверов роста российского рынка эскалаторов в будущем послужит увеличение объёмов строительства коммерческой недвижимости (согласно прогнозам, в 2014 году будет построено более 3 млн. кв. м торговых площадей). Так же спрос на эскалаторы увеличится за счёт строительства нового удалённого терминала московского аэропорта Домодедово (стоимостью 13,5 млрд. руб.), которое планируется закончить в 2018 году. Особую роль в развитии рынка будет играть дальнейшее развитие метрополитенов. Так, с 2014 по 2018 год планируется открыть 64 станции в московском метро и 5 станций в Санкт-Петербургском метрополитене. Вместе с тем планируется продолжить строительство Казанского метро. Ожидается, что по итогам 2013 года, вследствие приближения к насыщению, темп роста рынка сократится до 113%, а начиная с 2014 года, его развитие продолжится уже умеренными темпами на уровне 104-106% в год. 

Экспорт российских эскалаторов за рубеж практически отсутствует, поскольку отечественная продукция значительно уступает иностранным производителям по соотношению цена/качество. Осуществляются лишь единичные поставки поэтажных эскалаторов в Белоруссию (3-4 шт. в год).

Последнее время на рынке происходил небольшой рост доли импорта (основная его часть поставляется из Китая): с 89,9% в 2010 году она поднялась до 91,2% в 2012-м. При этом объёмы импорта в натуральном выражении показывали значительный рост - на 60% и 25% в 2011 и 2012 годах соответственно. 

Вместе с импортом в 2011 году активно росло и российское производство - за год его объемы увеличились на 52%, однако уже в 2012 году оно упало на 4% вследствие ухода с рынка производителя-монополиста в сегменте тоннельных эскалаторов ЗАО «ЭЛЭС». Именно с несоблюдением сроков поставок данным заводом Московский метрополитен объяснял переносы дат открытия многих новых станций подземки. На смену ЗАО «ЭЛЭС» в 2013 году пришла компания ЗАО «ЭС-Сервис».

Так же к производству тоннельных эскалаторов в ближайшее время готовится приступить ЗАО «Завод «Универсалмаш». В настоящее время, по словам представителя Универсалмаша, эскалаторное производство на заводе приостановлено с целью его переориентации на изготовление тоннельных эскалаторов для метрополитенов по новым стандартам. В 2013 году на предприятии были изготовлены первые опытные образцы новых тоннельных эскалаторов, которые в настоящее время проходят испытания. Первую партию эскалаторов новой модели ЗАО «Завод «Универсалмаш» планирует выпустить в 2014 году (не более 10 шт.). 

Стоит отметить, что в ближайшей перспективе есть небольшая вероятность закупки для некоторых новых станций Московского метрополитена поэтажных эскалаторов при условии изменения традиционной планировки станций с целью более компактного их размещения. Данный вопрос в настоящее время находится на рассмотрении у руководства столицы. Напомним, что до настоящего времени в российских метрополитенах использовались исключительно тоннельные эскалаторы, притом, что в других странах метро оснащают преимущественно поэтажными эскалаторами (за исключением отдельных станций старой постройки). Если решение об использовании поэтажных эскалаторов при строительстве московского метрополитена будет принято, то российские производители тоннельных эскалаторов могут потерять своё монопольное положение и уступить часть рынка иностранным компаниям. 

Что же касается российского производства поэтажных эскалаторов, то в данной сфере в последнее время не происходило значительных изменений - единственным в стране производителем продолжает оставаться компания ЗАО «ЛАТРЭС», которая производит свою продукцию с широким использованием китайских комплектующих. Появления новых игроков в этом сегменте представители компании не ожидают. Производство данного вида эскалаторов стабильно занимает ¾ общего российского производства в натуральном выражении, при этом в стоимостном выражении в нашей стране лидирует производство тоннельных эскалаторов, которые дороже поэтажных почти в 40 раз.

Подводя некоторый итог сказанному, хотелось бы ещё раз подчеркнуть главное - рынок эскалаторов в России жёстко привязан к развитию торговли и общественного транспорта. Обе эти сферы активно развивались в предыдущие годы, что же касается будущего - планы бизнеса и государства в данных областях являются оптимистичными и в некоторых аспектах даже грандиозными. 

Учитывая важность и уникальность сферы производства тоннельных эскалаторов, российское производство в 2013 году весьма оперативно справилось с уходом с рынка монопольного производителя ЗАО «ЭЛЭС», заменив его на ЗАО «ЭС-Сервис». Последующий выход на рынок в 2014 году его конкурента ЗАО «Завод «Универсалмаш», на мой взгляд, сможет оградить потребителей от проблем со сроками поставок и улучшить качество продукции. Остаётся надеяться, что данное обстоятельство повлияет на скорость развития метрополитенов, что положительно скажется на удобстве передвижения в крупных городах страны.

Структура производства эскалаторов по видам

Источник: Маркетинговое исследование. Рынок эскалаторов