Российский рынок ламината показал рост, связанный с изменением потребительских предпочтений

Отделочные материалы 20 июня 2018

Российский рынок ламината в 2016 г. составлял 82,6 млн. кв. м, показав прирост на 3% по отношению к 2015 г. В настоящий момент рынок восстанавливается после сокращения потребления на четверть в 2015 г., которое произошло в результате падения строительного рынка. Именно строительный сектор в первую очередь страдает от таких негативных тенденций в экономике, как сокращение инвестиций, замораживание проектов и снижение покупательной способности населения, что в итоге отразилось на падении потребления ламината. 

По данным исследования IndexBox Russia, рынок показал небольшой рост в 2016 г., который был в определенной степени связан со сдвигом в потребительских предпочтениях – переключением с более дорогих покрытий (паркетная доска, паркет) на более дешевые (ламинат). 

Объем и динамика российского рынка ламината

Российский рынок ламината в 2016 году составил порядка 82,6 млн. кв. м, на 3% превысив показатель 2015 года (2,4 млн. кв. м). В стоимостном выражении объем рынка ламината в 2016 году оценивается в 24,3 млрд. рублей.

В 2015 г. объем потребления ламината упал на 25%, что было вызвано падением деловой активности в строительной отрасли из-за общей стагнации экономики, ослабления национальной валюты и снижения инвестиционных вложений. Вместе с тем, из-за серьезного спада импорта (-45,8% по итогам 2015 года), спрос на ламинат российского производства сократился в меньших масштабах. 

Для нескольких последних лет характерна переориентация рынка на продукцию отечественного производства. В результате подорожания импорта вследствие падения курса рубля к долл. США, продукция отечественных производителей ламината получила конкурентное преимущество по отношению к ламинату из Европы и Азии. Производственные мощности по выпуску ламината увеличивались в последние годы - на территории России были открыты несколько новых заводов. Как отмечают эксперты, в настоящий момент совокупный объем производственных мощностей по выпуску ламината в России, превышает объем видимого потребления. Этот фактор, в сочетании со слабой национальной валютой, будет далее способствовать дальнейшему наращиванию экспорта. 

Уже в 2016 г. потребление ламината в РФ начало заметно расти, в 2017 г. ожидается сохранением объемов потребления на уровне 2016 г. Вследствие сокращения реальных доходов населения, ламинат, благодаря удачному сочетанию цены и качества, получает преимущество перед более дорогостоящими видами напольных покрытий (например, паркетом). В среднесрочном периоде, развитие рынка будет поддержано постепенным восстановлением экономики России и ростом строительства. 

Объем предложения на рынке ламината в 2013-2016 гг. и прогноз на 2017-2025 гг., млн. кв. м (в рамках базового сценария развития)

Структура рынка ламината: производство, экспорт, импорт, потребление

До 2015 г. на рынке ламината импортная продукция преобладала над отечественной: доля импорта в объеме потребления ламината составляла порядка 64% (данные 2013 г.). Однако в результате резкого удорожания импортной продукции, ее доля в общем объеме потребления ламината упала до порядка 45% (данные 2015 г.), и продолжила сокращение до 40,2% в 2016 г. 

Благодаря благоприятной экспортной конъюнктуре растет количество продукции, поставляемой за рубеж. В 2016 году доля экспорта в объеме производства увеличилась до 21,7%, что более чем в два раза превышало показатель 2013 г. Подробнее об импортно-экспортных операциях см. в Главах 7-9. 

В среднесрочной перспективе ожидается, что постепенное восстановление строительного рынка приведет к росту потребления ламината. Это, в свою очередь, станет стимулом как для наращивания выпуска отечественных производителей, так и для импортеров. Отечественное производство, как ожидается, будет расти опережающими темпами по отношению к потреблению и импорту за счет потенциала более интенсивного использования производственных мощностей. Рост производства усилит конкуренцию между ведущими производителями и будет способствовать увеличению поставок отечественной продукции на зарубежные рынки. 

Динамика и структура рынка ламината в 2013-2016 гг. и прогноз до 2025 г., тыс. кв. м (в рамках базового сценария развития)

Структура потребления по федеральным округам 

Потребление ламината определяется объемами строительства новых зданий, а также масштабами ремонта уже построенных объектов. Поэтому структура потребления оценена на основании объема работ в строительстве. По итогам 2016 г. крупнейшим потребителем ламината остается Центральный федеральный округ с долей 29,7% в натуральном выражении. Второе место с долей 20% занимает Приволжский федеральный округ, третье – Сибирский федеральный округ (11,6%).

Структура потребления ламината по федеральным округам в 2013 – 2016 гг., в натуральном выражении

Рынок ламината: Прогноз развития 

В среднесрочном периоде, потребление ламината будет определяться общей ситуацией в экономике и состоянием строительного рынка. Ожидается умеренный рост в ближайшие годы, на фоне оживления в строительной сфере, также заметным стимулом роста производства будет увеличение экспортных поставок. 

Источник: Рынок ламината. Маркетинговое исследование