Российский рынок молочного детского питания в 2017 году вырос на 3,2%

Детское и спортивное питание 27 мая 2018
Автор статьи: IndexBox

Видимое потребление молочного детского питания после сокращения 2013-2014 гг. впервые показало рост в 2016 г., достигнув по итогам 2017 года 254,33 тыс. тонн, что на 3,3% выше уровня 2016 года.

По данным исследования Индексбокс Маркетинг, объем производства молочного детского питания в России в 2017 году составил 254,28 тыс. тонн (+3,2% к уровню 2016 года). Рост производства обусловлен, прежде всего, восстановлением потребительского спроса на продукцию, а также восстановлением уровня рождаемости в период с 2010 г. и ростом количества населения возрастом от 0 до 9 лет (в сред. +1 - 1,7%/год). Данная тенденция подтверждается и запуском производственных линий на территории РФ такими крупными игроками как Nestle и Danone, а также сокращением импортных и экспортных поставок, что говорит о переориентации производителей на внутренний рынок.

Объем и динамика российского рынка молочного детского питания 

Объем видимого потребления молочного детского питания в 2017 году в натуральном выражении составил 254,3 тыс. тонн, показав прирост в 3,3% к показателям 2016 года; в стоимостном выражении потребление молочного детского питания к 2016 году выросло на 13% до  52,7 млрд. руб.

Восстановлению уровня потребления молочного детского питания способствовали восстановление платежеспособности населения, положительная динамика рождаемости и непосредственно рост потребления на одного ребенка. Стоит отдельно отметить, что платежеспособность населения оказывает второстепенное влияние на уровень потребления, т.к. российский потребитель старается не экономить на детском питании и покупать детям только качественные продукты.

По итогам 2017 года также отмечается сокращение импорта молочного детского питания на 16,5 от объемов 2016 года до 1,32 тыс. тонн. Экспорт в 2017 году также сократился на 22,6%, составив 1,06 тыс. тонн.

В среднесрочной перспективе ожидается медленное восстановление уровня потребления в натуральном выражении при стабильном росте в стоимостном. Драйвером роста выступит не только увеличение доли потребителей детского питания, но и изменение потребительской культуры. Родители все чаще приобретают готовые продукты промышленного производства в условиях высокой занятости трудоспособной части населения, в  перспективе данная тенденция укрепится. 

Объем видимого потребления на рынке молочного детского питания в 2013-2017 гг. и прогноз на 2018-2025 гг., тыс. тонн (в рамках базового сценария развития)

Структура рынка молочного детского питания: производство, экспорт, импорт, потребление

Российский рынок молочного детского питания практически полностью состоит из отечественной продукции. Доля импортной продукции в настоящее время составляет около 0,4%. 

Важно отметить, что в структуре импорта преобладает детский творог белорусского производства (порядка 84% в 2017 году).

Ожидается, что в среднесрочной перспективе сложившаяся структура не претерпит существенных изменений.

Динамика и структура рынка молочного детского питания в 2013-2017 гг. и прогноз до 2025 г., тыс. тонн (в рамках базового сценария развития)

Объем и структура потребления по федеральным округам РФ 

В структуре потребления молочного детского питания лидируют Центральный и Приволжский ФО: на них в 2017 году приходилось 26,71% и 20,19% от совокупного потребления соответственно. Сложившаяся структура обусловлена численностью населения и уровнем рождаемости на территории самых густонаселённых территорий РФ.

Структура потребления молочного детского питания по федеральным округам в 2013-2017 гг., в % к натуральному выражению

Рынок молочного детского питания: Прогноз развития 

В среднесрочной перспективе, в условиях низкого уровня конкуренции в категории детского молочного питания, ожидается, что положительные темпы прироста будут составлять не более 1% на фоне темпов естественного прироста населения и восстановления покупательской способности. Вместе с тем, производители прогнозируют рост популярности детских молочных напитков и йогуртов, связанный с усилением внимания населения к питанию детей (рост интереса к новым полезным и питательных продуктов.

Источник: Рынок молочного детского питания. Маркетинговое исследование