Российское производство подшипников попало в тиски

Автомобилестроение и комплектующие 30 января 2015

Российское производство подшипников попало в тиски

Согласно данным Росстата, производство подшипников качения и скольжения в январе-ноябре 2014 года составило 83% к аналогичному показателю 2013 года. Таким образом, спад в российском производстве продолжается уже третий год. Смогут ли отечественные производители переломить негативную тенденцию?

Российский рынок подшипников находится в состоянии рецессии даже на фоне роста российской экономики: в 2013 году рынок упал на 15%, в 2014 году снижение составило 17%. Основной причиной тому стал спад в машиностроительном секторе, который привел к снижению спроса на все виды комплектующих, в том числе и на подшипники.

В России крупных производителей подшипников не так много: подшипники качения производят заводы группы "ЕПК", ЗАО "Вологодский подшипниковый завод", ОАО "10-ГПЗ", ОАО "Самарский подшипниковый завод". На подшипниках скольжения специализируются ООО "Дайдо Металл Русь", ОАО "Завод подшипников скольжения" и ЗАО "Димитровградский завод вкладышей".

Доля импортной продукции на рынке составляет около 50%. Большая часть импорта (почти 40%) поставляется из Китая, по суммарной стоимости лидируют такие компании как "Timken" (США), "NSK" (Япония), "Schaeffler" (Германия) и "SKF" (Швеция).

С приходом на российский рынок крупных мировых производителей легковых и грузовых автомобилей обострилась конкуренция и на рынке подшипников. Иностранные холдинги зачастую импортируют свои комплектующие из специализированных дивизионов. 

Жесткая конкуренция вынуждает российских производителей подшипников снижать цены на отгружаемую продукцию до минимума, что негативно сказывается на финансовой устойчивости предприятий и ограничивает их инвестиции в основной капитал. Особенно это касается компаний, ориентированных на наиболее массовую продукцию. 

С другой стороны, на российских производителей подшипников давит растущая себестоимостью продукции. В частности, повышаются цены на энергоносители и тарифы на электроэнергию (с июля 2013 года тариф был проиндексирован на 15% и в дальнейшем индексируется по уровню инфляции), а также на сырье и материалы (в основном сталь). Снижение спроса на подшипники со стороны отечественной тракторной и автомобильной промышленности завершает картину.

Замедление российской экономики в 2013 году (прирост ВВП 1,3%), спад в 2014 года (снижение ВВП на 0,8%) и дальнейшее усугубление ситуации в 2015 году не позволяют надеяться на то, состояние российского машиностроения сможет улучшиться, а спрос на подшипники стабилизироваться. Тормозом развития рынка в текущем году станут ужесточение кредитной политики банков, рост инфляции, общее снижение платежеспособности населения и бизнеса.

В качестве постоянно существующей угрозы для российских производителей подшипников в массовом сегменте присутствуют демпингующие производители Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Индия, Малайзия и др.). Несмотря на падение курса рубля, говорить об импортозамещении этих поставщиков на российском рынке так же пока не приходится. 

Единственной точкой роста для машиностроения сейчас является ВПК. Программа масштабного перевооружения российской армии до 2020 года предполагает выделение огромных бюджетных средств (до 20 трлн. рублей). Так, объем Гособоронзаказа в 2013 году составил 1,3 трлн. руб., а в 2014 году - до 1,5 трлн. руб.

Для сборочных предприятий, ориентированных на "оборонку" это означает стабильный платежеспособный спрос на ближайшие годы, а, следовательно, и спрос этих предприятий на специализированные подшипники.