Рынок бытовой мебели США: устойчивый рост на фоне начавшегося решоринга производства

Мебель и товары для дома 3 октября 2016

Фото: © Wolterk / Bigstockphoto

Рост американского рынка бытовой мебели способствует наращиванию ее производства внутри США, в том числе за счет переноса мощностей из-за рубежа обратно в Штаты. Однако в общем потреблении доля импорта продолжает год от года расти.

В последние годы промышленные производители стали переносить мощности из развивающихся стран на территорию Соединенных Штатов с тем, чтобы сократить транспортные и временные издержки. Так, в 2014 году компания General Electric закрыла предприятия по производству бытовой техники (водонагревателей, холодильников и посудомоечных машин) в Китае и Мексике с тем, чтобы разместить их в штате Кентукки. Годом позже Ford перенес производство тяжелых грузовиков из Мексики в Огайо. Тремя годами ранее в тот же штат из китайской провинции Гуанчжоу перенесла производство миксеров компания Whirlpool.

Не обошла эта тенденция и производителей бытовой мебели. Так, в 2005 году компания Red Egg, производящая кресла, столы и книжные шкафы, перенесла производство из Китая в г. Хай-Пойнт Северной Каролины. В 2008-м шведская IKEA в Вирджинии открыла свою первую на территории США фабрику. В 2012-м Ashley Furniture Industries открыла в Северной Каролине мебельную фабрику, затраты на строительство которой составили $80 млн. В том же году она инвестировала $6 млн в модернизацию фабрики в г. Уайтхолл штата Висконсин.

Оттого, подхватят ли другие компании эту тенденцию, во многом зависит будущее американского рынка бытовой мебели. Пережив 23-процентный спад в кризисном 2009 году, в 2010-2015 гг. этот рынок демонстрировал устойчивый рост со среднегодовым темпом в 6,1%. По итогам прошлого года объем рынка бытовой мебели США достиг $43,2 млрд (оценка IndexBox).

В 2015 году крупнейшими сегментами американского рынка бытовой мебели в стоимостном выражении являлись деревянная (34%), мягкая (34%) и металлическая мебель (25%). Эти же три сегмента в 2010-2015 гг. показывали наиболее высокие среднегодовые темпы роста - 9,3% (мягкая мебель), 7,9% (металлическая мебель) и 5,8% (деревянная мебель).

Сегменты поставок бытовой мебели в США

Увеличение потребления бытовой мебели способствовало росту ее производства в США: в 2010-2015 гг. средние темпы прироста ее выпуска составляли 4,2%. Однако это не привело к снижению доли импорта: если в 2010 году на поставки из-за рубежа приходилось 39% покупок бытовой мебели, то в 2015-м - 43%.

Производство и импорт бытовой мебели в США

Наиболее сильно от импорта зависит потребление металлической мебели: в 2010-2015 гг. доля поставок из-за рубежа в этом сегменте выросла с 90% до 92%. Выпускающаяся в США металлическая мебель вытеснена дешевым китайским импортом: в 2015 году в структуре ее потребления на долю поставок из КНР в стоимостном выражении приходилось 66%. В результате американским производителям остается надеяться лишь на расширение экспорта высококачественной продукции в Канаду (на экспорт в эту страну в 2015 году в стоимостном выражении пришлось 24% произведенной в США металлической мебели), Мексику (9%), Великобританию (2%) и Австралию (2%). Однако этому может помешать укрепление доллара и повышение качества продукции других стран-поставщиков металлической мебели, в первую очередь, Китая, который в 2015 году доминировал в структуре импорта Канады (55%), Мексики (31%), Великобритании (64%) и Австралии (74%).

Производство и импорт бытовой мебели в США

Как полагают эксперты IndexBox, в среднесрочной перспективе американский рынок бытовой мебели ждет рост, средние темпы которого в 2016-2020 гг. составят около 4%. Его драйвером станет повышение реальных доходов населения и доступности ипотечных кредитов. На самом рынке будет усиливаться конкуренция производителей. В первую очередь, за счет снижения торговых барьеров между странами-участницами Транстихоокеанского партнерства: в его состав, в частности входит, Вьетнам, поставки которого в США в 2010-2015 гг. в стоимостном выражении росли в среднем на 37,1% в год. Еще одним фактором усиления конкуренции может стать решоринг производства из-за рубежа обратно в Штаты, которому поспособствует увеличение заработных плат и замедление темпов роста производительности в развивающихся странах, а также ослабление их национальных валют по отношению к доллару.

Решоринг повлечет за собой рост занятости и налоговой базы местных бюджетов. В этой связи, американским регуляторам было бы целесообразно выработать меры, которые бы ускорили процесс переноса производств в США из азиатских стран. Какую конфигурацию промышленной политики выберет федеральное правительство в условиях активного продвижения программ транс-тихоокеанского и транс-атлантического партнерств? Ответ на этот вопрос уже в ближайшем будущем станет известен.

Источник: U.S. Metal Household Furniture Market. Analysis And Forecast to 2020