Рынок локомотивов не заметил сокращения инвестиционной программы РЖД

ЖД транспорт 13 марта 2014

рынок локомотивов

План сокращения инвестиционной программы ОАО "Российские железные дороги" еще не утвержден, но это сокращение уже воспринимается, как свершившийся факт. Неизбежность уменьшения расходов стала ясна уже прошлой осенью, когда Министерство экономического развития РФ поручило ОАО "РЖД" предоставить план их снижения в 2013-2017 годах. По информации ряда СМИ, речь идет о сокращении инвестпрограммы на 19% - за счет средств, предусмотренных на закупку локомотивов. Чтобы продолжить обновление сильно изношенного парка, РЖД планирует приобретение локомотивов в лизинг. Предприятия такой вариант устраивает.

Сейчас в парке РЖД около 20 тыс. тепловозов и электровозов, 70% из них изношены. Инвестиционный план РЖД на 2013 год предусматривал закупку 770 новых локомотивов. В итоге было приобретено 804 единицы, с учетом машин поставленных по плану еще 2012 года. Перспективный план закупки новой техники на 2014-2016 годы предполагает, что РЖД приобретут 2124 локомотивов, в том числе в 2014 году - 700 единиц, в 2015 году - 699 и в 2016 году - 725 единиц. Однако после февральской корректировки план 2014 года был снижен до 629 новых локомотивов (352 электровоза и 277 тепловозов), за которые компания готова заплатить 76,1 млрд рублей.

Как правило, поставщиками локомотивов для монополии являются предприятия групп "Синара" и "Трансмашхолдинг".

Еще в декабре 2013 года президент РЖД Владимир Якунин озвучил идею закупки локомотивов через финансовый лизинг. "Что касается локомотивной тяги, то здесь я хотел бы высказать одно предложение, которое выкристаллизовалось на основе двух пилотных проектов по финансовому лизингу локомотивов, - цитирует Якунина РБК. - Мы сделали вывод о том, что можно было бы предложить правительству ту же систему, которую они осуществили в отношении развития авиационного транспорта".

По словам Якунина, проблема заключается в том, что у монополии нет денежного потока, позволяющего оплачивать кредиты, на которые она могла бы, например, купить локомотивы. "Если бы можно было с государством договориться о том, что привлекаются частные средства, а государство гарантирует и выделяет средства, чтобы покрывать лизинговые платежи, мы могли бы быстро осуществить программу обновления тягового подвижного состава", - сказал президент РЖД.

Участники рынка с интересом воспримут решение ОАО "РЖД" о покупке локомотивов в лизинг, считают в Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК)."Понятно, что с перевозчиком сможет работать ограниченное количество лизинговых компаний, но, тем не менее, выбирать есть из чего. Банковский сектор также охотно предоставит кредиты последним под сделки с РЖД", - отметил первый заместитель генерального директора ГТЛК Антон Борисевич.

С дефицитом подвижного состава, который был в начале реформы железнодорожного транспорта, удалось справиться во многом благодаря лизингу, рассказывают специалисты отрасли. Правда 10 лет назад подвижной состав закупался железнодорожниками самостоятельно без предоставления государственных субсидий. Сегодня рынок располагает достаточным и даже избыточным количеством необходимых локомотивов.

Участники рынка отмечают, что до сих пор ОАО "РЖД" привлекало на рынке деньги под 5-7%, а окупало инвестиции в локомотивы как минимум за 28 лет. В круг компаний, способных работать с перевозчиком, по мнению участников рынка, помимо ГТЛК входят структуры ВЭБа, Сбербанка и ВТБ.

Правда вот вопрос - согласится ли государство субсидировать часть ставки по лизинговым платежам, - пока остается открытым. В противном случае лизинг будет невыгодным.