Рынок мебельных тканей: итоги года и перспективы дальнейшего развития

Текстиль, ткани и пряжа 3 февраля 2015
Автор статьи: Юлия Яцина

Рынок мебельных тканей: итоги года и перспективы дальнейшего развития

Рынок мебельных тканей - это отрасль, которую можно рассматривать в контексте развития текстильной и мебельной промышленности. Под влиянием каких тенденций происходило развитие рынка мебельных тканей в 2014 году и какие у него существуют дальнейшие перспективы развития?

На российском рынке мебельных тканей в настоящее время существует широкий ассортимент продукции. К наиболее популярным видам мебельных тканей относятся жаккард, флок, велюр, шеннилл и многие другие. Здесь можно найти как материалы, относящиеся к эконом-сегменту, так и ткани премиум-класса, производство которых ориентировано на создание элитной мебели.

Текстильная промышленность в России является проблемной сферой экономики, которая развивается под влиянием целого комплекса негативных факторов: износ основных фондов, низкий уровень рентабельности производства, отсутствие достаточного финансирования и квалифицированных кадров закономерно приводят к низкой конкурентоспособности продукции отечественных предприятий. Одним из сегментов текстильной отрасли является производство мебельных тканей. Российский рынок данной продукции в последние годы демонстрирует тенденцию к сокращению: по состоянию на 2013 год его объем составил 167,9 млн. кв. м (90,5% от аналогичного показателя 2012 года). Основную часть рынка мебельных тканей в настоящее время занимает импортная продукция: ее доля по состоянию на 2013 год составила 91%. К основным отечественным производителям мебельных тканей относятся Ткацкая фабрика "Дали Н", "Юрьев-Польская ткацкая фабрика "Авангард", ГК "Эгида", ОАО "Узор", ООО "Яртекс", однако их доля на рынке крайне незначительна.

Согласно данным маркетингового исследования, проведенного компанией IndexBox, лидером среди стран происхождения мебельных тканей на российском рынке является Китай с долей 76% в натуральном выражении. Кроме того, существенную долю на рынке занимает Турция с долей 15% в натуральном выражении. Эти страны поставляют на российский рынок продукцию, которая отличается низкой стоимостью и низким качеством. Наличие большого количества низкокачественной продукции из Китая и Турции на рынке мебельных тканей соответствует общей ситуации в текстильной отрасли.
Стоит отметить, что рынок мебельных тканей существенно диверсифицирован, и помимо дешевой продукции здесь присутствует высокоценовой сегмент. Многие салоны мебельных тканей ориентированы исключительно на поставки на российских рынок продукции от ведущих европейских производителей, которая предназначена для производства элитной мебели. Так, одним из лидеров мирового текстильного производства, который активно поставляет на российский рынок флок, является компания компания "Microfibres", производитель из Бельгии и США.

Середина 2014 года была отмечена обострением отношений России со странами Европейского Союза и США. В августе 2014 года были введены санкции на импорт продуктов питания, а в сентябре 2014 года происходило активное обсуждение необходимости внедрения санкций на продукцию текстильной промышленности. Сторонники такого решения высказывали мнение, что такие меры должны будут стимулировать развитие отечественного текстильного производства, а также будет способствовать реализации политики импортозамещения. Однако Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности (Союзлегпром) выступил категорически против данной инициативы. Основная часть продукции этих отраслей поступает на российский рынок из Китая и Турции, а доля производителей из стран, на которые могли бы быть направлены санкции, крайне мала: дальнейшее снижение их доли скорее усугубит положение на рынке по соотношению высококачественной и низкокачественной продукции. Салоны мебельных тканей, ориентированные на работу с поставщиками из Италии, Испании, Франции, Германии, Швейцарии, были также очень обеспокоены возможностью подобных мер: введение санкций фактически поставило бы под угрозу их дальнейшую деятельность.

Кризисные явления в конце 2014 года привели к повышению цен на продукцию мебельной промышленности. Колебания курса валюты негативно отразилось на уровне спроса на зарубежные мебельные ткани. Кроме того, магазины, занимающие реализацией мебели, по итогам года отмечают снижение доли импортной продукции в общем объеме продаж. Для успешного функционирования на рынке представителям мебельной промышленности придется принимать меры для стимулирования спроса на свою продукцию в условиях снижения платежеспособности населения.

Так как основная масса мебельных тканей поступает из-за рубежа, игрокам рынка придется находить баланс между высокой стоимостью продукции и низким спросом со стороны населения. Одной из возможных мер является расширение географии поставщиков, однако выбор новых партнеров важно осуществлять не в ущерб качеству поставляемой на российской рынок продукции.