Рынок мостовых металлоконструкций в России медленно растет на ожиданиях госфинансирования

Металлоконструкции и металлоизделия 25 февраля 2014

рынок мостовых металлоконструкций, рынок металлоконструкций

В 2013 году, по данным Росстата, рынок мостовых металлоконструкций увеличился на 6% в натуральном выражении. Драйвером роста стала новость о выделении 300 млрд рублей на реализацию инфраструктурных проектов из Фонда национального благосостояния (в соответствии с подготовленной МЭРТ «Концепцией первоочередных мер социально-экономического развития»). Ожидая финансирования отрасли, строители мостов формируют новые крупные заказы. В то же время вопрос - увеличится ли рост или темпы развития рынка останутся прежними - пока остается открытым.

По оценкам аналитиков IndexBox, в 2010-2013 гг. рынок мостовых металлоконструкций испытывал подъем после кризисного падения 2009 года: темпы роста достигали 105-110% в год, однако полноценного восстановления докризисных объемов не произошло. Рынок металлоконструкций рос «на новостях» масштабности проектов мостов, которое началось еще в прошлом году.

Хотя за 2013 год число ввода мостов по количеству в сравнении с 2012 годом сократилось (в 2012-м, по данным Росстата, открыт 161 мост, а в 2013 году - только 142), однако за тот же период введено 20,13 тыс. пог. метров мостов, что почти в 2 раза больше, чем за аналогичный период 2012 года.

В 2014 году буквально каждый день на сайте государственных закупок появляются новые проекты. Крупнейшими среди них являются:

  • Проект системы мостов, соединяющих о. Сахалин с материком и с японским о. Хоккайдо. Его ориентировочная стоимость - 400 млрд руб. При условии, что вся проектная документация будет готова к началу 2015 года, строительство моста начнется в 2019 году.
  • Проект моста через р. Лену в районе Якутска. Предполагается, что он будет реализован по схеме государственно-частного партнерства: государство выделит 40 млрд руб. и еще 17 млрд вложат частные инвесторы. Год начала строительства пока не определен.
  • Проект моста через р. Енисей в районе п. Высокогорский. Он является частью плана развития территории, цель которого - увеличение добычи золота на месторождении «Благодатное». Общая стоимость работ составляет 272,1 млрд руб. Проект будет реализован в течение 2013 - 2017 годов.
  • Проект мостового перехода через р. Обь в районе Салехарда (железнодорожная трасса Надым-Салехард). Стоимость работ составляет 56,7 млрд руб. Проект будет реализован до 2015 года включительно.
  • Проект платных мостовых переходов через р. Кама и р. Буй. Его общая стоимость составляет 13,94 млрд руб. Строительство началось в 2013 году, дата окончания пока не определена.
  • Проект строительства в Перми моста через Каму из района вокзала Пермь-2 в Камскую долину. Стоимость работ - 10 млрд руб. Начало строительства запланировано на 2014 год.
  • Проект строительства эстакады «Восточная» в Калининграде. Общая стоимость работ - 105,7 млн. руб. Эстакаду планируют построить до 2020 года.

Активно формируются группы и партнерства предприятий. Крупнейшее объединение создало ОАО «Мостостройиндустрия», которому принадлежат три завода - в Чехове, Люберцах и Ярославле. Заняв лидерские позиции на рынке металлоконструкций центрального региона России, компания заключила соглашения о стратегическом партнерстве с ЗАО «Курганстальмост», ЗАО «Воронежстальмост», и ЗАО «Улан-Удестальмост», контролирующими, соответственно, южную и центральную часть Урала, Юг России, Сибирь и Дальний Восток. Таким образом, данная четверка предприятий держит в своих руках половину российского рынка и территориально охватывает всю страну. Объединение сотрудничает с РЖД, «Трансстроем», «Мостотрестом», «Мостоотрядом № 19», ОАО ЦНИИС, «Мосжелдорпроектом» и прочими крупнейшими строительными, проектными и научно-исследовательскими организациями.

При этом пока приток инвестиций не слишком велик - крупнейшие предприятия по производству мостовых металлоконструкций обеспечены заказами только на первую половину 2014 года. Поэтому одна из участниц вышеупомянутого крупнейшего объединения игроков рынка, компания «Воронежстальмост», обратилась к ВТБ с просьбой о предоставлении годового кредита на 150 млн руб. Деньги планируется потратить на выполнение уже заключенных контрактов. Компания «Мостовик» желая закончить совместный проект с Департаментом строительства Омской городской администрации, обратилась к Росэнергобанку с просьбой о предоставлении кредита на более крупную сумму - свыше 250 млн руб.

Поступление государственных денег может стать началом стремительного роста отрасли, которая, в свою очередь, способна стать одним из драйверов развития российской экономики. Но, поскольку обещанного и долгожданного финансирования инфраструктурных проектов пока нет, сдержанный оптимизм сменяется пессимизмом даже у крупных игроков. «Скорее всего, деньги до нас просто не дойдут и рост рынка в этом году, как и в прошлом, составит не более 6%,» - прокомментировал ситуацию для IndexBox начальник отдела маркетинга компании «Мостостройиндустрия» Александр Урвачев.


Производство мостовых металлоконструкций в России

Источник: Маркетинговое исследование. Рынок мостовых металлоконструкций