Рынок мяса кроликов: Экспорт российских производителей подскочил на 75%

Животноводство 12 марта 2018

рынок мяса кроликов

Совокупный объем потребления на рынке мяса кроликов в России в 2017 году снизился до 5,6 тыс. тонн (-1% к уровню 2016 года), в то время как экспорт продукции вырос на 75% в связи с возросшим спросом на мясо на экспортных рынках. 

Для сравнения: в 2016 году объем потребления мяса кроликов и зайцев составил порядка 5,7 тыс. тонн, что на 49% больше, чем в предыдущем году. По данным исследования IndexBox Russia, это было обусловлено ростом спроса на мясо кроликов в качестве альтернативы свинине в связи со снижением ее потребления, которое было вызвано вспышками свиных инфекций на крупных отечественных производствах.

Крупнейшие игроки на рынке мяса кроликов

Среди наиболее крупных производителей мяса кроликов и зайцев на данный момент можно выделить ООО «КРОЛЪ и К» (Смоленская область), ООО «Ковровский кролик» (Владимирская область), ЗАО «Племенной завод кролика» в Республике Татарстан, КФХ «СВК Агро» (Брянская область), ООО «Русский кролик» (Костромская область), АПК «Рощинский» (Тюменская область), ООО «Раббит» (Свердловская область), ООО «Полюс» (Черкесск).

Структура рынка мяса кроликов и зайцев: производство, экспорт, импорт, потребление

Доля отечественной продукции на российском рынке мяса кроликов и зайцев составляет в настоящее время около 72% (с учетом продукции, произведенной на мелких фермерских хозяйств и ЛПХ), причем, как ожидается, в среднесрочной перспективе она будет расти в рамках развития программы по импортозамещению, запуску инвестиционных проектов, а также государственных программ и грантов для поддержки производителей мяса кроликов и зайцев.

Динамика и структура рынка мяса кроликов и зайцев в 2013-2017 (О) гг. и прогноз до 2025 г., тыс. тонн (в рамках базового сценария развития)

рынок мяса кроликов

Структура потребления мяса кроликов по федеральным округам

В 2016 году наибольшие доли в структуре потребления мяса кроликов и зайцев приходились на Центральный и Приволжский ФО (27% и 20% соответственно). Третье место занимал Сибирский ФО с долей в 13%. В целом уровень потребления мяса кроликов и зайцев в РФ невысок: среднестатистический житель РФ потребляет около 50-100 грамм мяса ежегодно, что в несколько раз меньше аналогичного показателя в европейских странах.

Структура потребления мяса кроликов и зайцев по федеральным округам в 2013-2017(О) гг. в % от натурального выражения

рынок мяса кроликов

Объем производства мяса кроликов и зайцев

С 2014 года наблюдается тенденция к стабильному увеличению объемов российского производства мяса и субпродуктов кроликов и зайцев. Основными причинами стали снижение импортных поставок, что позволило отечественным производителям расширить свое присутствие на внутреннем рынке, и постепенно растущий интерес российского потребителя к крольчатине. В 2016 году объем производства продукции (с учетом производства мяса на ЛПХ и мелких фермерских хозяйствах, на которые приходится около 70% всего объема российского производства мяса кроликов) в РФ составил 4,0 тыс. тонн, что на 82% больше, чем в 2015 году; по предварительным итогам 2017 года производство увеличится до 4,2 тыс. тонн. 

Промышленное производство мяса кроликов и зайцев в РФ в настоящее время все еще находится в стадии формирования, однако основной импульс развития производства данной продукции был получен в 2014 году, когда на фоне девальвации рубля были введены ограничения на импорт продовольственной продукции.

Объем производства мяса кроликов и зайцев в 2013-2017(О) гг., тыс. тонн

рынок мяса кроликов

Рынок мяса кроликов в России: прогноз развития

В ближайшие годы ожидается увеличение объемов потребления мяса кроликов и зайцев в среднем на 1-2% в год, что будет обеспечиваться ростом спроса на продукцию за счет дальнейшей популяризации потребления мяса кроликов среди населения.

Как ожидается, рост спроса будет поддержан дальнейшим развитием отечественного производства, поскольку на рынке мяса кроликов и зайцев имеется существенный потенциал для импортозамещения.

Источник: Рынок мяса кроликов. Маркетинговое исследование