Рынок паркета в России все ещё не достиг дна

Отделочные материалы 16 ноября 2016

Фото: © Andreyuu / Bigstockphoto

Потребление паркета в 2016 году продолжает стремительно снижаться.

Согласно исследованию рынка паркета, в 2015 году потребление паркета в России в годовом выражении сократилось на 35%. В условиях спада реальных доходов (минус 4,3%) покупатели снижают спрос на одно из самых дорогих напольных покрытий. Тот же фактор будет оказывать влияние на рынок паркета и в 2016 году: за январь-сентябрь реальные доходы населения снизились на 5,3%. По итогам года потребление в годовом выражении снизится на 24,8%, прогнозируют аналитики IndexBox.

Снижение внутреннего спроса некоторые участники рынка могут попытаться компенсировать за счет расширения экспорта, тем более этому способствует слабый рубль. Это, в частности, удается ООО «Карелия-Упофлор СиАйЭс», известному игроку отрасли, в распоряжении которого есть современные производственные мощности. С другой стороны, ряд небольших производителей в период кризиса начинают экспортировать продукцию с низкой добавленной стоимостью (лес, пиломатериалы). К выбору в пользу сырьевого экспорта их сподвигают трудности с продвижением собственной продукции на внешних рынках, технологическая отсталость и малый масштаб производства.

Структура сбыта паркета отечественными производителями по направлению поставок

Кризис приводит к значительным изменениям потребительских предпочтений на российском рынке паркета. Помимо снижения спроса в более высоких ценовых сегментах, происходит структурный сдвиг между видами относительно недорогой продукции. В частности, на рынке растет доля трехслойной паркетной доски, в то время как сегмент массива и штучного паркета сокращается, отмечает Дмитрий Гуров, генеральный директор ООО «Барлинек» (один из крупнейших игроков на российском рынке паркета).

До кризиса на рынке массивной доски и штучного паркета была высока доля импорта, поступавшего преимущественно из Китая. Благодаря девальвации рубля некоторые российские компании сейчас наращивают выпуск, тем самым занимая освободившуюся нишу, констатирует Владимир Цин, ведущий менеджер федеральных продаж ООО «АВА компани» (крупный региональный производитель). В результате в отдельных сегментах рынка происходит частичное импортозамещение.

К числу крупнейших игроков на российском рынке паркета можно отнести: ООО «Карелия-Упофлор СиАйЭс» (производство в Калужской области), ООО «Барлинек», АО «Таркетт Рус», ООО «Фишер-Паркет-Марка» (производство в Республике Адыгея), ИП «Косвик» (производство в Беларуси), а также ряд крупных региональных производителей, среди которых ООО «АВА компани» (Омская область), «Павловский Паркет» (Воронежская область), ООО «ОК ПАРКЕТ» (Республика Чувашия), ЗАО «Лес Экспорт» (Приморский край) и др.

Согласно прогнозу Минэкономразвития (МЭР), за 2017-2019 гг. реальные доходы населения вырастут на 3,8%. В силу специфики рынка паркета его рост начнется лишь в 2018 году, полагают аналитики IndexBox: в 2018-2020 гг. потребление будет увеличиваться со среднегодовым темпом 4,5%.

Источник: Маркетинговое исследование. Рынок паркета