Рынок резиновой крошки в России: Производители сдают позиции

Нефть и нефтепродукты 4 декабря 2013

рынок резиновой крошки

Российское производство резиновой крошки в течение последних пяти лет снижалось на фоне восстановительного роста рынка. Что помешало производителям развиваться вместе с рынком и как спасти отрасль в свете начавшегося падения спроса?

По данным маркетингового исследования, подготовленного компанией IndexBox в ноябре текущего года, российский рынок резиновой крошки в 2012 году достиг пикового значения в 28803 тонны (по итогам года прирост составил 39%), что более чем на 2 тыс. тонн превысило докризисный уровень 2008 года. Таким образом, в 2012 году был окончен восстановительный рост рынка, что, однако, не было связано с ростом российского производства, которое падало год от года в течение последних пяти лет, и было не в состоянии удовлетворить потребности растущего рынка. Дефицит на рынке покрывался исключительно за счёт расширения импорта (в первую очередь, европейского), рост которого в 2011 году составил рекордные 1637%. Резкий скачок импортных поставок резиновой крошки отчасти был простимулирован европейской политикой по поддержанию переработки отходов на фоне кризисного спада собственных потребляющих отраслей.

Но по какой причине российские производители так легко сдали свои позиции? Успех импортной резиновой крошки на российском рынке обеспечила низкая цена и более высокое, по сравнению с российской продукцией, качество. От чего же зависит качество российской резиновой крошки, учитывая то, что большая её часть является продуктом переработки изношенных автомобильных покрышек? 

Основная проблема российского производства состоит в том, что в России, в отличие от западных стран, до сих пор не налажена система сбора отработанных покрышек для их промышленной переработки. Российским предприятиям приходится самим искать поставщиков покрышек, что влечёт за собой дополнительные транзакционные издержки, при этом они сталкиваются с различным качеством исходного сырья. Неравномерность качества получаемого для производства сырья и влечет за собой нестабильность качества конечного продукта. Также, имея проблемы с регулярным снабжением, предприятия не могут обеспечить стабильную загруженность своих мощностей, что приводит к проблемам у потенциальных клиентов-потребителей крошки. 

Вышеописанные обстоятельства и являются причиной спада российского производства, к тому же они влияют и на его структуру. С января 2011 года по ноябрь 2013 года доля 5 крупнейших российских производителей в производстве снизилась с 65,8% до 32,3%. По словам экспертов ОАО «ЧРЗ», данное обстоятельство в первую очередь связано с ростом количества небольших производителей крошки, работающих на региональном и городском уровнях. 

Наибольшее влияние на рынок резиновой крошки оказывает состояние потребляющих отраслей, одной из них является строительство детских и спортивных площадок, а также спортивных сооружений. Данная отрасль после периода стремительного роста последних лет, ставшего возможным благодаря региональным целевым программам по строительству спортивных и детских площадок, а также возведению крупных спортивных сооружений для Олимпиады в Сочи 2014 и Универсиады в Казани 2013, в 2013 году значительно сбавила обороты. Это незамедлительно привело к падению рынка резиновой крошки (в 2013 году мы ожидаем спад на 10%). Спрос со стороны данной отрасли продолжит снижаться и в последующие годы по мере завершения проектов строительства. 

Некоторые возможности для роста рынка представляет сфера дорожного строительства. Хорошо известно, что асфальт с добавлением резиновой крошки (всего 2-3%) по сравнению с обычным асфальтом обладает большим сроком службы (по оценкам специалистов - на 5-10 лет), реже требует ремонтных работ и увеличивает безопасность движения, за счёт большего сопротивления скольжению. Однако производители асфальта не спешат использовать столь простой способ улучшить качество российских дорог. По словам специалистов компании ОАО «Сланцевый завод «Полимер», на предложения по использованию резиновой крошки в своём производстве они отвечают отказом, объясняя своё решение слишком большой себестоимостью прорезиненного асфальта (напомним, что средняя оптовая цена на резиновую крошку в январе-ноябре 2013 года составляла 14,5 руб. за килограмм). 

На мой взгляд, широкое применение резиновой крошки в дорожном строительстве (предпочтительно российского производства) могло бы не только подстегнуть российских производителей, но и стать антикоррупционной мерой, поскольку увеличение срока службы асфальта при снижении частоты его ремонта серьезно снизит коррупционную ёмкость данной сферы, не говоря уже о снижении аварийности, а следовательно и смертности на российских дорогах (в 2012 году, согласно статистике ГИБДД, в дорожных авариях погибло 27991 человек, количество жертв ежегодно увеличивается). 

Развитие производства резиновой крошки может послужить благоприятным экологическим фактором, поскольку по большей части оно является переработкой изношенных автомобильных покрышек, которые вместо того, чтобы попасть на свалку, повторно используются в индустрии.

Абсолютно все производители, участвовавшие в исследовании «Рынок резиновой крошки», проведенного компанией IndexBox, отмечают, что без введения заградительных пошлин для европейского импорта и решения проблемы со сбором изношенных автомобильных покрышек, у российского производства резиновой крошки в ближайшие годы не будет возможностей для роста, а импорт продолжит вытеснять российскую продукцию с рынка.

Структура рынка резиновой крошки в России

Источник: Маркетинговое исследование. Рынок резиновой крошки


Рекомендации

Аналитический обзор мировой торговли на рынке готовых присадок к нефтепродуктам

20 000 руб.

Европейский союз: Рынок готовых присадок к нефтепродуктам. Анализ и прогноз до 2020 года

89 900 руб.

Мировой рынок готовых присадок к нефтепродуктам. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз

89 900 руб.

Рынок готовых присадок к нефтепродуктам в США. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз

89 900 руб.

Рынок готовых присадок к нефтепродуктам в Китае. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз

89 900 руб.

Рынок дизельного топлива. Маркетинговое исследование Рынок дизельного топлива. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок бензина (автомобильного топлива для бензиновых двигателей). Маркетинговое исследование Рынок бензина (автомобильного топлива для бензиновых двигателей). Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок битумов. Маркетинговое исследование Рынок битумов. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок мазута. Маркетинговое исследование Рынок мазута. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок автомасел. Маркетинговое исследование Рынок автомасел. Маркетинговое исследование

39 900 руб.