Российский рынок шин: пятый год кризиса?

Резиновые изделия 22 февраля 2017

рынок шин

Фото: © luckybusiness / Bigstockphoto

Потребление шин снижается вслед за кризисом на рынке новых легковых авто, продажи которых непрерывно падают с 2013 года.

Прошедший 2016 год стал четвертым подряд годом кризиса для российского рынка шин, следует из материалов конференции CREON Energy «Каучуки, шины и РТИ-2016». Сократившись в 2013 г. с 60 млн до 58,4 млн ед., потребление шин в России в 2014 г. снизилось до 55,3 млн единиц, в 2015 г. - до 45,8 млн, а в 2016 г. - до 43 млн (здесь и далее - данные Russian Automotive Market Research, если это не оговаривается отдельно).

Причины сжатия шинного рынка

К снижению спроса на шины привел кризис на автомобильном рынке, полагают аналитики IndexBox Russia: за 2013-2016 гг. продажи новых легковых авто сократились в два раза - с 2,77 до 1,43 млн штук (данные Ассоциации европейского бизнеса). На долю «легковушек» в 2016 г. приходилось 82,3% российского автопарка (41 млн из 49,5 млн ед.), тогда как на долю легкого коммерческого транспорта - 8,8% (4,4 млн ед.), а на долю грузовиков и автобусов - 8% (3,7 млн ед.) и 0,9% (0,44 млн ед.) соответственно.

Рынок шин 2016: динамика импорта и внутреннего производства

За 2014-2015 гг. импорт шин снизился с 28,2 млн до 19,1 млн ед. Негативная динамика связана не только с девальвацией, но и с локализацией производств иностранными компаниями, отмечают аналитики IndexBox Russia. В свою очередь, внутренние продажи шин, произведенных в России, за тот же период снизились с 27,1 млн до 26,3 млн ед. Согласно предварительной оценке Russian Automotive Market Research, в 2016 г. импорт шин сократился до 23 млн ед., в то время как их выпуск увеличился до 46,6 млн ед. Причиной тому послужило увеличение экспорта, которое наблюдалось и годом ранее: в 2015 г. внешние поставки легковых шин выросли на 37%, а грузовых цельнометаллокордных шин - на 32% (данные Cordiant).

Перспективы рынка шин в России

В ближайшей перспективе динамика потребления шин будет во многом зависеть от состояния автомобильного рынка, полагают аналитики IndexBox Russia. По оценке BCG, к 2020 г. годовые продажи новых легковых авто в России вырастут до 2,2 млн ед.; чуть более консервативную оценку - 1,9 млн ед. - дает PwC. Автомобильный рынок может поддержать внутренний туризм с использованием автотранспорта, пишут в специальном исследовании эксперты Аналитического центра при Правительстве: в 2015 г. на фоне сокращения зарубежных туристических поездок (на 19,9% до 34,4 млн против 42,9 млн в 2014 г.) их число внутри России увеличилось на 20% до 50 млн.

Однако до восстановления докризисных темпов экономического роста спрос на новые легковые авто будет оставаться слабым, заключают аналитики IndexBox Russia. А значит, потребление шин в России вряд ли скоро вернется к уровню 2012 г. (60 млн ед.).

Отчет: Рынок автомобильных шин. Маркетинговое исследование


Рекомендации

Аналитический обзор мировой торговли на рынке синтетических волокнистых жгутов и штапельного волокна

20 000 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке шин для легковых автомобилей

20 000 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке шин для мотоциклов или велосипедов

20 000 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке шин для автобусов или грузовых автомобилей

20 000 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке транспортных шин

20 000 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке невулканизированной резины

20 000 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке труб из вулканизированного каучука

20 000 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке конвеерных и транспортерных лент и приводных ремней

20 000 руб.

Европейский союз: Рынок синтетических волокнистых жгутов и штапельного волокна. Анализ и прогноз до 2020 года

89 900 руб.

Европейский союз: Рынок шин для легковых автомобилей. Анализ и прогноз до 2020 года

89 900 руб.