Рынок спортивного питания: спад, несмотря на новые рекорды импортозамещения

Детское и спортивное питание 7 сентября 2016

рынок спортивного питания

Объем потребления спортивного питания сокращается второй год подряд. На рынок негативно влияет сокращение импорта вкупе с падением реальных доходов населения. При этом российские компании стремительно наращивают объемы производства доступной для потребителей продукции, а потому в среднесрочной перспективе они могут стать основной движущей силой развития рынка.

По результатам анализа российского рынка спортивного питания, проведенного аналитиками IndexBox Russia, по итогам 2015 года отрасль упала на 7,0% г/г. В основе падения лежало сокращение импорта: за январь - декабрь 2015 года объем поставок импортной продукции снизился сразу на 48,2%. Ключевой причиной стала девальвация рубля. Помимо этого, сильное негативное влияние на поставки из-за рубежа оказало продление срока действия эмбарго на ввоз некоторых видов спортивного питания (коды ТН ВЭД ТС 1901 и 2106) из США, ЕС, Австралии, Канады, Украины и ряда других государств. В сентябре 2015 года запрет был несколько смягчен: было разрешено ввозить спортивное питание для российских спортивных сборных. Однако, по оценкам руководства ООО «ГЕОН», эта мера почти не повлияла на объем импорта. 

Весомую поддержку рынку спортивного питания оказало расширение выпуска российскими компаниями, которые сумели своевременно отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры. В 2014 году объем выпуска спортивного питания на территории РФ увеличился почти в 3 раза, по итогам же 2015-го он вырос еще на 320% г/г. Благодаря оперативности отечественных производителей доля российской продукции на рынке увеличилась с 11,8% в 2014 году до 44,7% в 2015-м. Стоит отметить, что для выпуска спортивного питания российские компании используют преимущественно иностранные ингредиенты; зачастую в роли поставщиков выступают те же самые фирмы (Hochdorf, Arla, Cargill), что обеспечивают сырьем известные мировые бренды.

Структура рынка спортивного питания по происхождению

Структура рынка спортивного питания по происхождению в натуральном выражении

Основные поставщики спортивного питания

К числу ведущих российских производителей спортивного питания можно отнести: ООО «ПЬЮР ПРОТЕИН» (г. Санкт-Петербург), ООО «АРТ СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» (Московская область), ООО «Р-ЛАЙН» (г. Санкт-Петербург), ООО «ГЕОН» (Московская область) и ООО «ГЕНЕТИКЛАБ» (г. Санкт-Петербург), ООО «АКАДЕМИЯ-Т» (г. Москва), 7.1.6. ООО «АРСЕНАЛ АТЛЕТА» (Самарская область) ООО «СУПЕРСЕТ» (г. Санкт-Петербург) и некоторые другие компании.

По оценкам представителей топ-менеджмента ООО «ГЕНЕТИКЛАБ», большое влияние на объем рынка спортивного питания в России оказывает динамика распространения культуры употребления продукции среди населения среди населения. Сокращение числа клиентов тренажерных залов, произошедшее в 2015 году, существенно замедлило темпы роста популярности спортивного питания в России. По данным Минспорта РФ, количество граждан, занимающихся в спортивных клубах, с января по декабрь 2015 года уменьшилось на 23,6% г/г.

Численность населения, занимающегося спортом в клубах

Численность населения, занимающегося спортом в клубах 2010 - 2015 гг

В то же время структура потребления спортивного питания по федеральным округам в 2015 году не претерпела существенных изменений. По данным специалистов IndexBox, наибольшим спросом специализированное питание для спортсменов пользовалось в Центральном федеральном округе (28,2%), на втором же и третьем местах находились Приволжский (20,1%) и Сибирский федеральные округа (12,4%).

Рынок спортивного питания в России в 2016: география потребления

Потребление спортивного питания по федеральным округам

Прогноз развития рынка

Спортивное питание не является товаром первой необходимости, поэтому рост объемов его потребления будет во многом зависеть от уровня благосостояния граждан. С января по июнь 2016 года реальные располагаемые доходы населения сократились на 5,0%. Согласно оценке Минэкономразвития (МЭР), возобновление их роста начнется в 2017 году, при этом в 2017-2019 годах среднегодовые темпы прироста составят около 1%. Несколько лучше МЭР оценивает перспективы розничной торговли: если в 2017 году темпы ее роста составят 1,1%, то в 2018-2019 годах они будут колебаться в диапазоне от 2,6% до 3,3%. Согласно результатам исследования IndexBox, при отсутствии резких изменений макроэкономической конъюнктуры наиболее вероятным окажется сохранение существующих тенденций развития рынка.

По итогам 2016 года импорт может сократиться на 30-40%. В то же время продолжится рост производства внутри РФ, правда, при том условии, что валютный курс будет оставаться стабильным, а запрет на импорт зарубежного спортивного питания будет продлен. Тем не менее, объем потребления специализированного питания по итогам 2016 года, скорее всего, продолжит снижаться. Причиной тому послужит сохранение негативных тенденций в экономике и сокращение импорта. В 2017 году на рынке может восстановиться рост, ключевым драйвером которого будет служить расширение производства внутри РФ. Однако это произойдет только при условии возобновления роста доходов населения, который будет стимулировать спрос на спортивное питание.

Источники: 

Маркетинговое исследование. Рынок спортивного питания

Исследование потребителей спортивного питания. Покупательское поведение и предпочтения