Рынок топленых жиров как индикатор состояния фаст-фуда в США

Масложировая продукция, яйца 19 июля 2016

 

Фото: © Oneinchpunch / Bigstockphoto

Актуальной тенденцией ведения образа жизни населения США, как и многих других развитых стран мира, является стремление к здоровому питанию. В том числе, уделяется особое внимание питанию в фаст-фудах, предлагающих главным образом вредную и жирную пищу. Однако, забота о здоровье пока на получила широкую отдачу - фаст-фуды по-прежнему остаются востребованы, о чем говорит высокий спрос на один из компонентов - топленые жиры. Можно отметить некоторый сдвиг в 2014 году, когда в США произошло снижение объемов потребления топленых жиров на 1%, однако его нельзя назвать переломным моментом, отражающим глобальные изменения.

По данным исследования, проведенного компанией IndexBox, на долю США приходилось 50,1% от мирового потребления топленого жира в 2014 году. Прочие страны следовали со значительным отрывом: вторая страна - Бразилия - потребляла почти в 5 раз меньше лидера. Ниже в таблице представлены топ-10 стран, ранжированные по объему потребления топленого жира. США доминируют не только по абсолютным объемам, но и по среднедушевому потреблению: в 2014 году показатель составил 10,0 кг/чел., что почти в 10 раз больше среднемирового значения (0,9 кг/чел.). 

Следует, тем не менее, отметить, что топленый жир используется не только в пищевой промышленности, но и для производства мыла, свечей, смазочных материалов. Топленый жир также востребован в процессе выделки кож, и в производстве кормов для животных. Однако, спрос на топленый жир среди данных отраслей потребления уступает спросу со стороны фаст-фудов в США.

На фоне мирового снижения потребления топленых жиров за последние 7 лет со среднегодовыми темпами -2,4%, объемы потребления в США растут - за тот же период среднегодовой прирост был положительным (+2,9%). Исключение составляет 2014 год, когда объемы потребления топленых жиров сократились в США на 1%, что также коррелирует со снижением спроса на фаст-фуд - участники рынка связывают это с холодной погодой и снижению общей активности населения в 2014 году. Положительные темпы прироста также наблюдались в Бразилии и Аргентине (+2,0% и +3,7%, соответственно).

Столь большой объем потребления топленого жира в США обеспечивает развитый животноводческий комплекс. Практически весь объем топленого жира (98%) приходится на продукцию внутреннего производства. В 2014 году, объем производства топленого жира в США составил 3 618 тыс. тонн (52,2% от мирового объема производства).

С точки зрения возможностей для производителей, США имеют наиболее сильные позиции - страну отличают наибольшие объемы потребления и самодостаточность отрасли. Следует отметить, что среди топ-10 стран по объему потребления топленого жира, только у 4х стран доля импорта ниже 20% (помимо США, это Бразилия, Аргентина, и Австралия).

Помимо поставок на внутренний рынок, заметный объем от произведенного топленого жира в США отправляется на экспорт - в 2014 году объем поставок составил 443 млн. тонн (12% от производства). По данному показателю США уступали только Австралии, экспортировавшей 465 тыс. тонн топленого жира. Однако, еще год назад США были на первом месте по объему экспорта. На протяжении последних 7 лет, динамика экспорта топленого жира в США имела нисходящий тренд со среднегодовыми темпам -13.2%. Сокращение экспортных поставок на фоне стабильно высоких объемов производства топленого жира в США отражает устойчивый внутренний спрос на продукцию в сравнении с внешними рынками. За счет разнонаправленных тенденций, доля продукции, направленной на экспорт, сократилась с 31% в 2007 году до 12% в 2014 году, больший объем топленого жира поступает на рынок США.

Несмотря на негативный информационный фон вокруг нездорового питания сети фаст-фуда продолжают развиваться являясь стимулом для роста производства топленых жиров в США. Рынок фаст-фудов формирует высокий и растущий спрос на продукцию, оставаясь главной отраслью потребления топленых жиров.