Ситуация в сфере услуг по итогам трех кварталов 2015 года

Образование, культура и искусство 8 декабря 2015

По итогам трех ушедших кварталов 2015 года объем платных услуг населению уменьшился по сравнению с соответствующим периодом 2014 года на 1,9 процента, а цены и тарифы на услуги выросли на 9,4% - такой вывод можно сделать из данных отчета, подготовленного Минэкономразвитием «О текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам января-сентября 2015 года».

На наш взгляд, современные тенденции развития рынка платных услуг населению опираются, прежде всего, на дефицит платежеспособного потребительского спроса. Произошло снижение роста реальных располагаемых доходов населения по итогам трех кварталов 2015 на 3,3% к аналогичному периоду 2014 года на фоне высокой инфляции (за девять месяцев с начала года потребительские цены выросли на 10,4%) и сокращения потребительского кредитования. В 2015 году население не только сокращало потребление платных услуг, но и меняло свои предпочтения по использованию денежных доходов, переходя от модели потребления к модели сбережения. Проблемы в потребительском секторе и неблагоприятная макроэкономическая ситуация не могли не отразиться на деловой активности компаний, предоставляющих платные услуги населению.

По итогам девяти месяцев 2015 года 8 из 13 рассматриваемых видов платных услуг показали отрицательную динамику.

В наиболее уязвимом положении оказались туристские услуги, они упали сильнее всего (падение на 9,2% к соответствующему периоду предыдущего года), что было вызвано ростом стоимости заграничного отдыха, в свою очередь обусловленного волной банкротств туроператоров и ростом курса иностранных валют. По данным Минэкономразвития цена услуг зарубежного туризма выросла на 17,8% в январе-сентябре 2015 по отношению к аналогичному периоду 2014-го года. Также пострадал рынок транспортных услуг (минус 2,5% к январю-сентябрю 2014 года), в частности авиаперевозки, привязанные к курсу валют. Стоимость услуг воздушного транспорта выросла на 17,4%.

Сильно просели ветеринарные услуги - минус 3,6%. Население старается экономить на тех, услугах, которые, по их мнению, не являются первой необходимостью. На 3,6% и 1,9% упали жилищные и коммунальные услуги соответственно, ввиду роста тарифов и сокращения числа категорий граждан, получающих субсидии на оплату этих видов услуг.

В январе-сентябре 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года объем предоставления бытовых услуг населению снизился на 3,4%. По данным Росстата отрицательную динамику за рассматриваемый период 2015 года продемонстрировали все виды бытовых услуг. Например, причиной падения спроса на услуги по различного рода ремонту мог стать всплеск покупательской активности на дорогие товары длительного пользования. Как мы помним, в конце 2014 года, ожидая роста уровня инфляции, люди скупали бытовую технику, электронику и автомобили, а новые товары из этих категорий, как правило, не нуждаются в ремонте как минимум в течение года. Статьи расходов домохозяйств, связанные с посещением салонов красоты и пользованием услуг химчисток, одними из первых попали под оптимизацию. Ремонт и строительство жилья россияне предпочли отложить.

Услуги связи также показали отрицательную динамику - минус 0,6% по сравнению с периодом январь-сентябрь 2014. Причины замедления этого сегмента не столь очевидны. Сотовая связь занимает большую долю в секторе услуг связи населению и традиционно считается движущей силой его развития. Однако, тарифы отечественных сотовых операторов, которые и так были одними из самых низких в мире, продолжают снижаться. По данным Минэкономразвития, в январе-июне 2015 года количество сотовых телефонов по сравнению с январем-июнем 2014 г. сократилось на 0,8%, но трафик операторов растет, абоненты активно пользуются новыми сервисами и передают больше данных через мобильный интернет.

По 5 из 13 наблюдаемых видов платных услуг произошло увеличение объемов. Все эти услуги в той или иной степени можно отнести к социальной сфере. Так, самый высокий рост показал рынок спорта и физической культуры - плюс 6,5% за три квартала 2015 года к аналогичному периоду 2014-го. Позитивному развитию этой сферы способствовали ввод новых спортивных объектов, активная популяризация спорта, ведь сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации, усиления пропаганды здорового образа жизни является приоритетом современной социальной политики государства.

Гостиничный бизнес чувствует себя в 2015 году достаточно хорошо (объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения вырос на 3,7% ), так как имеет диверсифицированные источники спроса. Так, например, отели могут сдавать площади в аренду под рестораны, офисы, салоны красоты и магазины. Структура постояльцев немного меняется на смену Европейцам идет приток китайских туристов (204,5 тыс. в Россию). Также растет интерес среди россиян к внутреннему туризму, что в свою очередь поддерживает спрос на гостиничное размещение.

В январе-сентябре 2015 объем медицинских и санаторно-оздоровительных услуг вырос на 2,7 и 3,8 процента соответственно. На здоровье, как говорится, не экономят. Цены на платную медицину растут (плюс 9,5%) ввиду удорожания расходов на закупку импортных материалов и оборудования, а доступ россиян к услугам бесплатной медицины снижается (негативное влияние реформы здравоохранения). Развитию санаторно-оздоровительных услуг, скорее всего, способствовало переключение спроса с подорожавших зарубежных здравниц на отечественные.

Подводя итоги, можно предположить, что сокращение оборота платных услуг населению говорит об отсутствие у власти рычагов стимулирования потребительского спроса.