Как создание Транстихоокеанского партнерства отразится на мировом рынке одежды?

Текстиль, ткани и пряжа 14 сентября 2016

Фото: © Kzenon / Bigstockphoto

Снижение торговых барьеров между странами-членами вновь созданной организации может ослабить позиции Китая на глобальном рынке одежды.

Одним из центральных событий в мировой экономике за прошедший год стало создание Транстихоокеанского партнерства (ТТП), в состав которого вошли 12 стран - Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, США, Сингапур, Чили и Япония.

Договор об учреждении партнерства, подписанный в минувшем феврале, вступит в силу только после его ратификации, однако уже сейчас можно судить о его выгодах для стран-подписантов. Соглашение предполагает более благоприятные для его участников условия торгового сотрудничества с США. В случае индустрии одежды это означает беспошлинный доступ продукции государств-членов партнерства на рынок США, правда, при том условии, что она произведена с использованием американских тканей, пряжи и волокон.

Структура рынка одежды в США

Американский рынок одежды наполовину представлен импортом (см. график 1). В 2007-2015 гг. среднегодовой темпы его прироста составили 2,6%, достигнув к прошлому году $48 млрд. Для сравнения, импорт тканей за этот же период падал в среднем на 1.4% в год, к 2015 году составив $ 3 млрд.

По мнению экспертов IndexBox, от создания ТТП большую выгоду получит Вьетнам. В 2007-2015 гг. его доля в американском импорте одежды в стоимостном выражении увеличилась с 6% до 13% (график 2), а в общем потреблении одежды в США - с 3% до 7% (график 1). Для самого Вьетнама это означало среднегодовой прирост экспорта на 14%, в результате чего в абсолютном выражении он увеличился практически в три раза, составив в 2015 году $6,4 млрд.

Одним из факторов такого прироста оказался приток иностранных инвестиций во вьетнамскую отрасль одежды: инвесторов привлекает дешевая рабочая сила, а также динамичный рост вьетнамской экономики, сопровождающийся ростом доходов населения и, соответственно, увеличением спроса на одежду.

Структура импорта одежды в США

Впрочем, во вьетнамской отрасли одежды сохраняются проблемы, которые могут помешать полностью раскрыть ее экспортный потенциал. Это, в частности, более низкая, в сравнении с Китаем и Индонезией, производительность труда, а также нарастающая нехватка сырья внутри страны. Из-за этого местные производители вынуждены нести все большие расходы на импорт нитей и волокон, в том числе и из Китая, на долю которого в 2015 году пришлось 53% ввезенных во Вьетнам тканей. Со вступлением в силу договора о ТПП этот показатель может несколько снизиться, поскольку вьетнамский рынок станет более доступным для американских производителей тканей. Впрочем, радикального сокращения импорта Вьетнамом китайских тканей ждать не стоит: Китай по-прежнему будет оставаться крупнейшим в мире производителем изделий легкой промышленности - как за счет высоких объемов выпуска, так и за счет усилий китайских компаний по хеджированию рисков (в первую очередь, с помощью размещения предприятий за рубежом, в том числе в США и Вьетнаме).

В целом, как полагают эксперты IndexBox, ввод в действие ТПП, с высокой вероятностью, повлечет за собой изменения в структуре мировой торговли одеждой: в частности, может сократиться доля китайской продукции на американском рынке, которая будет восполнена поставками из других азиатских стран. При этом американский рынок одежды, в целом, по-прежнему будет зависеть от импорта.

Источник: U.S. Artificial And Synthetic Fibers And Filaments Market. Analysis And Forecast to 2020