В 2016 году оборот розничной торговли снизился на 5,2%

Ритейл 26 января 2017
Автор статьи: IndexBox

Фото: © TEA / Bigstockphoto

Негативная динамика связана со спадом реальных доходов и удорожанием импорта.

По итогам 2016 г. оборот розничной торговли сократился на 5,2%, достигнув 28,8 трлн руб., следует из свежих данных Росстата. На 7,1% он был сформирован из продаж розничных рынков и ярмарок и на 92,9% - из продаж торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, ведущих бизнес вне рынка (в 2015 г. - 7,9% и 92,1% соответственно). При этом, как и в 2015 г., в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов (включая напитки) и табачных изделий составил 48,7%, а непродовольственных товаров - 51,3%.

Причины спада оборота розничной торговли

Ключевая причина сокращения оборота розничной торговли - падение реальных доходов населения, продолжающееся третий год подряд (минус 0,5% в 2014 г., минус 4,1% в 2015 г., минус 5,9% в 2016 г.), полагают аналитики Индексбокс Маркетинг. В свою очередь, реальные доходы снижаются из-за отказа правительства индексировать пенсии по инфляции и стагнации реальных заработных плат, выросших за прошлый год лишь на 0,6%.

Ранее основным фактором падения реальных доходов было ускорение инфляции под влиянием девальвации, напоминают аналитики Индексбокс Маркетинг: в 2014-2015 гг. среднегодовой курс доллара вырос с 38,6 до 61,1 руб./долл., тогда как инфляция составила 11,4% и 12,9% соответственно. В 2016 г. инфляция опустилась до минимального за 25 лет уровня (5,4%), однако спада реальных доходов это не предотвратило.

Последствия спада розничной торговли

Наиболее сильно в кризис пострадал автомобильный рынок, констатируют аналитики Индексбокс Маркетинг: в результате четырехлетнего спада продажи новых легковых авто за 2013-2016 гг. сократились почти в два раза - с 2,77 до 1,43 млн штук (данные Ассоциации европейского бизнеса). На этом фоне сокращается и выпуск автомобилей: в 2016 г. производство легковых авто в России снизилось на 7,4% до 1,1 млн штук.

Отечественные автопроизводители рассчитывают, что в 2017 г. автомобильный рынок вырастет на 5-10%, говорил в декабрьском интервью «Ведомостям» Александр Халилов, совладелец группы «Автоспеццентр», входящей в пятерку крупнейших российских автодилеров. Однако, по его мнению, рынок ждет 10-процентный спад.

При этом кризис изменил структуру спроса: продажи бюджетных автомобилей почти не снизились, тогда как продажи дорогих (и, соответственно, прибыльных для дилеров и производителей) - сократились в разы. Экономия у покупателей вошла в привычку, поэтому автодилеры будут зарабатывать все меньше и меньше, заключил Халилов (цитата по «Ведомостям»).

Розничная торговля в 2017 году

В наступившем году спад коснется не только отечественных автодилеров, но и другие сектора ритейла, в том числе продовольственного (в 2016 г. продажи пищевых продуктов сократились на 5,3% до 13,7 трлн руб.). Причина тому - спад реальных доходов, который в 2017 г. продолжится из-за обесценения зарплат бюджетников, полагают аналитики Индексбокс Маркетинг: в минувшем июле правительство одобрило замораживание бюджетных расходов до 2020 г. Не поддержит ритейл и консерватизм потребителей, которые в условиях кризиса стали более осторожно подходить к покупке товаров длительного пользования.