Рынок дорожно-строительной техники: В условиях кризиса российские производители меняют тактику

Строительная техника и инструмент 27 сентября 2016

рынок дорожно-строительной техники

Фото: © Stockcentral / Bigstockphoto

Российский рынок дорожно-строительной техники сокращается на протяжении последних трех лет: с 2013 года объемы продаж новых машин упали в 5 раз. На фоне продолжающегося спада производители вынуждены менять тактику, переходя от производства готовых машин к выпуску запасных частей и комплектующих.

Согласно исследованию рынка дорожно-строительной техники в России, объем предложения в 2015 году составил 35% от уровня 2014 года. Основная причина текущего сокращения спроса - удорожание импортной техники, выросшей в цене более чем в 1,5 - 2 раза по сравнению с 2013 годом. В результате многие строительные компании сейчас не закупают новую технику, а продлевают сроки службы имеющейся. По этой причине производители активизировали выпуск и продажу запасных частей. Так, в 2015 году производство гидравлических и пневматических двигателей и установок в России выросло на 64%, запасных частей к ним - на 37%, запасных частей для автотранспорта - на 7%. Импорт комплектующих для спецтехники в 2015 году сократился лишь на 31,5%, в то время как зарубежные поставки готовых машин упали на 69,1%.

Динамика рынка дорожно-строительной техники в стоимостном выражении

Динамика рынка дорожно-строительной техники, в стоимостном выражении

На основе анализа рынка дорожно-строительной техники специалисты IndexBox Russia выделяют следующие тенденции:

• Уход с рынка ряда российских предприятий вследствие усиления конкуренции. В строю остаются лишь самые крупные производители, обладающие необходимыми исследовательскими и материально-техническими ресурсами для разработки новых машин и обновления модельного ряда;
• Рост популярности услуг по аренде дорожно-строительной техники, ежегодно рынок аренды спецтехники в России растет на 5 - 7%;
• Рост спроса на б/у технику импортного производства, обладающую меньшей ценой по сравнению с новой. В то же время, ставки утилизационного сбора, действующие с 1 января 2016 года, делают импорт техники, с момента выпуска которой прошло более 3-х лет, экономически невыгодным.

В 2016 году ожидается дальнейшее сокращение рынка, вызванное снижением объемов импорта. Сохранению негативных тенденций способствуют высокие цены на зарубежные технику и комплектующие, сложности с получением кредитов строительными организациями, высокие ставки утилизационных сборов. Производители и импортеры дорожно-строительной техники вынуждены включать расходы на оплату утилизационного сбора в стоимость продукции, однако потребители зачастую отказываются от покупки техники из-за слишком высоких цен.

Динамика средних цен российских производителей по сегментам

Динамика средних цен российских производителей дорожно-строительной техники по сегментам

Цены на российскую дорожно-строительную технику демонстрируют рост с 2013 года во всех сегментах. Наибольший рост наблюдается в сегментах экскаваторов и погрузчиков, что связано с локализацией в РФ зарубежных производителей (прежде всего KOMATSU, CATERPILLAR, HITACHI и TEREX), которые используют в большинстве своем импортируемые узлы и комплектующие, осуществляя в России лишь конечную сборку. Из-за ослабления курса рубля импортные детали и компоненты значительно подорожали.

В плане цены импортная спецтехника проигрывает российской, т.к. ее структура формирования стоимости включает в себя дополнительные расходы, такие как таможенные пошлины, акцизы и таможенные сборы, что приводит к значительному удорожанию зарубежной продукции. Помимо этого, транспортировка ввозимой в РФ техники обходится дороже, т.к. большинство поставок осуществляется из Сибири и Дальнего Востока, в то время как отечественное производство находится вблизи ключевых регионов потребления.

Структура рынка дорожно-строительной техники по происхождению

Структура рынка дорожно-строительной техники по происхождению

Российский рынок дорожно-строительной техники можно разделить на две большие группы: первую составляют землеройная техника, дорожные катки и башенные краны, где доминирует импортная продукция, вторую - автомобили специального назначения (самосвалы, автокраны, автобетоносмесители), где позиции отечественных производителей традиционно сильны.

На российском рынке дорожно-строительной техники в целом преобладает продукция импортного производства, доля которой на протяжении последних лет сохраняется на уровне в 66 - 74%. Крупнейшими зарубежными поставщиками спецтехники являются KOMATSU, CATERPILLAR, HITACHI, JCB, VOLVO, XCMG, SHANDONG LINGONG, SHANTUI, BOBCAT COMPANY, DOOSAN INFRACORE, LIEBHERR и ряд других.

Российская отрасль дорожно-строительной техники отличается высоким уровнем консолидации: количество отечественных производителей в каждом из сегментов рынка невелико, а в ряде случаев исчисляется единицами. Связано это как с технологическими особенностями производства (сложный производственный процесс требует наличия специализированного оборудования), так и со сложностью выхода на рынок новых игроков (для организации и запуска производства необходимы значительные инвестиции). Также неблагоприятная ситуация в отечественном машиностроении на протяжении последних лет привела к уходу с рынка многих компаний. В результате на рынке остались наиболее крупные и конкурентоспособные предприятия.

Ключевые производители на рынке дорожно-строительной техники

Крупнейшими отечественными производителями дорожно-строительной техники являются ПАО «КАМАЗ» из Республики Татарстан, ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» из Челябинской области, ОАО «АВТОКРАН» из Ивановской области, ПРЕДПРИЯТИЯ ГРУППЫ «КУДЕСНИК», ООО «ККУ «КОНЦЕРН «ТРАКТОРНЫЕ ЗАВОДЫ» с производствами в Чувашии, Волгоградской области и Карелии, ООО «РМ-ТЕРЕКС» с производственными площадками в Брянской, Тверской и Челябинской областях, ООО «КОМАЦУ МЭНУФЭКЧУРИНГ РУС» из Ярославской области, ООО «КАТЕРПИЛЛАР ТОСНО» из Ленинградской области и др.

Специалисты IndexBox отмечают концентрацию производства дорожно-строительной техники в трех федеральных округах: в Центральном, Приволжском и Уральском. В 2015 году на эти округа в совокупности приходилось 96,7% российского производства дорожно-строительной техники. Доля Центрального округа составила 43,4%, на Приволжский федеральный округ в 2015 году пришлось 40,9%, на Уральский - 12,4%.

Рынок дорожно-строительной техники 2016: производство по федеральным округам РФ

Производство дорожно-строительной техники по федеральным округам

В российском производстве дорожно-строительной техники преобладают самосвалы, доля которых в 2015 году составила 34,1%. На втором месте по объемам производства находятся автокраны (23,2%), на третьем - экскаваторы (16,8%).

Производство дорожно-строительной техники по видам в натуральном выражении

Производство дорожно-строительной техники по видам

Объем потребления дорожно-строительной техники напрямую зависит от развития строительного сектора как жилого, так и коммерческого назначения. В среднесрочной перспективе, по данным Минэкономразвития, ожидается плавное восстановление строительного сектора: в 2017 году прогнозируется рост объемов строительства на 0,8%, в 2018 и 2019 годах - на 4%.

Реализация Федеральных целевых программ «Жилье для российской семьи», «Жилище» и ряда других предполагает увеличение темпов роста ввода нового жилья. Эти планы невозможно реализовать без увеличения потребления дорожно-строительной техники. Таким образом, к 2020 году расчетное потребление спецтехники может составить порядка 17 тыс. единиц.

Источник: Маркетинговое исследование. Рынок дорожно-строительной техники