Есть ли в России дефицит рабочей силы?

Инвестиции 31 октября 2016

Фото: © kadmy / Bigstockphoto

Чтобы увеличить предложение на рынке труда, необходимо отменить армейский призыв, ликвидировать льготы на получение досрочных пенсий и провести реструктуризацию госкомпаний.

Сегодня в экспертном сообществе широко распространено мнение о том, что в России с каждым годом будет обостряться дефицит рабочей силы. В качестве подтверждения, как правило, приводятся данные о снижении численности занятых (с 68,6 млн в 2015 году до 67,5 млн человек в 2019-м, по оценке Минэкономразвития) и трудоспособного населения (с 72,9 млн до 71,5 млн человек за тот же период).

К прогнозам Минэкономразвития о развитии российского рынка труда стоит относиться с осторожностью, полагают аналитики IndexBox. В 2008 году МЭР прогнозировало, что в 2008-2020 гг. численность занятых сократится с 66,9 до 61,9 млн человек. Однако пока что имеет место обратный тренд: за 2010-2014 гг. численность занятых, по оценке Росстата, выросла с 69,9 млн до 71,5 млн человек. Если в будущем занятость все же начнет снижаться, ее можно будет увеличить за счет отмены армейского призыва, ликвидации льгот на получение досрочных пенсий и повышения базового пенсионного возраста.

В пользу тезиса о дефиците рабочей силы также приводятся данные о более низкой, в сравнении со многими развитыми странами, безработице. В 2015 году безработица в России составила 5,8% (данные Росстата), тогда как в среднем по ЕС - 9,4% (подсчеты Евростата). Безработица в России была бы выше, если бы Трудовой кодекс содержал более мягкие правила найма и увольнения работников, считаю эксперты IndexBox. В 2012 году эксперты ОЭСР, ранжирующие степень жесткости регулирования рынка труда по шкале от 0 (низкий уровень) до 6 (высокий уровень), присвоили российскому законодательству в сегменте постоянных работников 2,5 балла, что выше аналогичного показателя для США (1,2), Великобритании (1,6) и Австралии (1,9). В случае либерализации трудового законодательства безработица в России приблизится к уровню, характерному для постсоциалистических стран, к примеру, Польши (7,5%), Латвии (9,9%) и Словакии (11,5%).

Высвободить рабочую силу можно будет также за счет повышения производительности труда. По данным ОЭСР, в 2014 году средняя часовая выработка одного работника в России составляла лишь $22,7, тогда как в Японии - $39,4, в Германии - $59,1, а в США - $62,5. Повысить производительность можно за счет демонополизации и приватизации громоздких государственных компаний, таких как «Газпром» (462 тыс. человек), «Ростех» (около 900 тыс. человек) и «РЖД» (более 1 млн человек). О том, что эти методы дают результат, свидетельствует опыт угольной отрасли. В 1995-2008 гг. доля частных компаний в российской угледобыче выросла с 7,4% до 99,9% (данные агентства «Росинформуголь»), при этом было высвобождено более 200 тыс. шахтеров. Как следствие, среднегодовая выработка одного работника за этот период увеличилась почти в семь раз - с 200 до 1350 т (оценки Всемирного банка и Международного энергетического агентства).

Еще одним источником рабочей силы может стать сфера ЖКХ, в которой заняты более 4 млн человек, а также государственный аппарат: по данным Росстата, численность сотрудников федеральных, региональных и муниципальных органов власти за 2000-2015 гг. увеличилась почти двукратно - с 1,16 млн до 2,18 млн человек. В этой связи, глубокое реформирование государственного аппарата должно стать одной из мер, призванных высвободить рабочую силу. К числу других подобных мер можно отнести либерализацию рынка труда, реструктуризацию госкомпаний и отмену армейского призыва, заключают аналитики IndexBox.