За счет чего можно сбалансировать федеральный бюджет России?

Инвестиции 1 ноября 2016

Фото: © rateland / Bigstockphoto

Снизить бюджетный дефицит правительство может за счет урезания субсидий в адрес государственных компаний.

В сентябре замминистра финансов России Алексей Лавров заявил о том, что Резервный фонд будет полностью израсходован в 2017 году, после чего правительству придется финансировать дефицит за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). За период с октября 2015 года по октябрь 2016-го Резервный фонд сократился более чем в два раза (с $70,5 млрд до $32,3 млрд), тогда как объем ФНБ снизился менее чем на 1% (с $73,7 млрд до $73,1 млрд).

Объем Резервного фонда и ФНБ по состоянию на 1 октября, млрд долл

Заявление г-на Лаврова сюрпризом не стало, отмечают аналитики IndexBox: замминистра признал факт, который был очевиден для большинства наблюдателей. В следующем году у правительства не останется иного выбора, кроме как использовать для покрытия дефицита средства ФНБ, который создавался для нужд пенсионной системы. В противном случае страну будет ждать бюджетный кризис, который по своей тяжести окажется сопоставимым с кризисами конца 1980-х и середины 1990-х.

Бюджетный кризис времен Перестройки был связан с падением цен на нефть. В 1980-1985 гг. средняя цена барреля Brent составляла $80,2 (в долларах 2016 года), тогда как в 1986-1991 гг. - лишь $35,6. Это не преминуло отразиться на устойчивости союзного бюджета: если в 1980 году он был сведен с профицитом в 1,3% ВВП, то в 1989-м - уже с дефицитом в 8,6% ВВП (здесь и далее - подсчеты Института Гайдара); к 1991 году дефицит достиг астрономических 30,9% ВВП (оценка Всемирного банка).

Важную лепту в бюджетный кризис позднесоветской эпохи также внесла антиалкогольная кампания, констатируют эксперты IndexBox. Из-за сокращения производства и продажи спиртных напитков поступления по налогу с оборота снизились с 13,5%% ВВП в 1985 году до 11,5% ВВП в 1987-м. Другим негативным фактором стала политика «ускорения»: стремясь подхлестнуть экономический рост, союзное правительство начало оставлять предприятиям большую долю прибыли, которая должна была идти на капитальные расходы. Как результат, за 1986-1989 гг. отчисления с прибыли предприятий сократились с 16% ВВП до 12% ВВП.

Источником финансирования разросшегося бюджетного дефицита стали займы у банков и правительств стран Запада, из-за чего внешний долг СССР за 1985-1991 гг. вырос с $28,5 млрд до $84 млрд. Урегулировать эту задолженность пришлось постсоветской России, которая в 1990-е переживала болезненный кризис государственных финансов. Его наиболее сложный период пришелся на 1995-1998 гг. В то время правительство отказалось от финансирования дефицита за счет централизованных кредитов ЦБ. Это позволило снизить инфляцию (с 131,6% в 1995 году до 11% в 1997-м), однако заставило правительство наращивать заимствования на рынке ГКО. В результате, если в 1995 году на финансирование процентов по долгам уходило 19,5% расходов федерального бюджета, то в первой половине 1998 года - уже более 30% (оценка Института развития ВШЭ).

Итогом стал дефолт, благодаря которому Россия на долгое время получила прививку от бюджетного популизма. В начале 2000-х была проведена радикальная налоговая реформа: правительство ввело плоскую шкалу НДФЛ, унифицировало ставку социальных взносов, отменило ряд льгот по уплате НДС и налога на прибыль, а также ликвидировало налог с продаж. Как результат, в 2001-2006 гг. налоговая нагрузка на экономику ежегодно снижалась на 1 п.п. (подсчеты Института Гайдара), при этом правительству на протяжении всего этого периода удавалось сводить бюджет с ненефтегазовым профицитом.

Исполнение федерального бюджета России в 2006-2010 гг

Однако чем дальше в прошлое уходил дефолт, тем сильнее смягчалась бюджетная политика. За 2007-2015 гг. расходы федерального бюджета выросли более чем вдвое - с 6,5 трлн до 15,6 трлн руб. Основной вклад в этот прирост внесли такие направления расходов, как «Национальная экономика» (с 730 млрд до 2,5 трлн руб.) и «Национальная оборона, безопасность и правоохранительная деятельность» (с 1,5 трлн до 5,1 трлн руб.). В общей сложности на них пришлось почти две трети прироста расходов (5,4 трлн из 9,1 трлн руб.).

Исполнение федерального бюджета в России в 2011-2015 гг

В сокращении этих расходов и лежит путь к преодолению бюджетного кризиса. Однако пойдет ли на такие меры правительство, неизвестно.