За счет чего Россия смогла стать крупным экспортером пшеницы?

Растениеводство 7 февраля 2017
Автор статьи: IndexBox

Фото: © juanjo39 / Bigstockphoto

Рыночные преобразования позволили производителям зерна с юга России воспользоваться преимуществами благоприятного климата и географической близости к экспортным рынкам.

Путь от крупнейшего в мире импортера зерна к статусу одного из его ведущих экспортеров занял у России менее двух десятков лет, пишет группа экспертов Института мировой экономики и международных отношений РАН во главе с Дмитрием Рылько в специальном исследовании, посвященном экономическим аспектам российского экспорта пшеницы. Трансформацию российского зернового рынка они подразделяют на два основных этапа: первый из них включает период с 1991 по 1998 г., на который пришлись радикальные преобразования в отечественном сельском хозяйстве, а второй - с 1999 г. по настоящий день, когда Россия стала динамично наращивать экспорт пшеницы. В свою очередь, эти два этапа авторы исследования подразделяют на пять промежуточных.

Этапы становления России как экспортера пшеницы

1991-1997 гг. В результате либерализации цен и отмены субсидий производителям и потребителям сокращается спрос на продовольственные товары, в том числе продукцию животноводства. Из-за этого предприятия животноводческой и птицеводческой отраслей снижают потребление кормов, а жители сел перестают покупать дешевый хлеб для скармливания скоту и птице в подсобных хозяйствах. В условиях стабильности курса рубля, обеспеченного политикой валютного коридора, импорт мясомолочной продукции из-за рубежа становится более выгодным, чем ввоз зерна для обеспечения кормами низкопродуктивных скотоводческих предприятий. Как следствие, Россия сокращает импорт зерна, обеспечивая его потребление преимущественно за счет внутреннего производства. В этот же период заключаются первые, пусть и скромные по объемам, сделки в области экспорта зерна, произведенного в южных регионах России.

1998-2000 гг. Четырехкратная девальвация рубля, сопровождавшая дефолт 1998 г., привела к резкому росту конкурентоспособности российского зерна на внешних рынках. Этому не помешала даже резкая засуха, охватившая южные регионы в 1998 г., отмечают авторы исследования. На фоне увеличения поставок пшеницы за пределы России в дельте Дона и на побережье Азовского моря строятся частные экспортные терминалы.

2001-2005 гг. и 2006-2009 гг. В первой половине 2000-х портовые мощности юга России, строившиеся для нужд зернового импорта, перепрофилируются для обслуживания экспорта пшеницы, что стимулирует рост ее поставок за рубеж. В результате к концу десятилетия отечественное зерно экспортируется уже в более чем 70 стран мира, в том числе в Египет, для которого Россия становится крупнейшим поставщиком зерна.

Барьеры на пути наращивания экспорта пшеницы

Начало пятого этапа в развитии российского экспорта пшеницы авторы исследования относят к 2010 г., когда из-за резкого снижения сбора пшеницы (на 23,1% до 18,3 млн т) правительство установило временный запрет на экспорт зерна. Этот запрет впоследствии был снят, а Россия продолжила наращивать сою долю в мировом экспорте (Таблица 1), констатируют аналитики Индексбокс Маркетинг. Этому не помешал даже 18-процентный спад валового сбора зерна (до 18,3 млн т), произошедший в 2012 г.

По итогам 2016/2017 сельскохозяйственного года Россия может стать крупнейшим в мире экспортером пшеницы, прогнозировали эксперты Института Гайдара в ноябрьском Мониторинге экономической ситуации. Согласно их оценке, в сравнении с 2015/2016 с/х г., поставки пшеницы за рубеж вырастут с 24,5 до 31,5 млн т.; в свою очередь мировой экспорт увеличится со 155 млн до 157,8 млн т (прогноз Министерства сельского хозяйства США), а доля России в нем - с 15,7% до 20%.

Закреплению России в статусе крупнейшего в мире экспортера пшеницы может помешать высокая волатильность урожаев, полагают аналитики Индексбокс Маркетинг. Снизить ее можно за счет автоматизации зерновых хозяйств, более 80% которых производят продукцию по экстенсивным технологиям (оценка Центра развития ВШЭ), используя устаревшую технику, низкокачественный посевной материал и ограниченное количество минеральных удобрений. Технологическая модернизация зерновых хозяйств сделает урожаи менее зависимыми от погодных условий, заключают эксперты Индексбокс Маркетинг.

Индексбокс Маркетинг помогает российским компаниям выйти на зарубежные рынки. 
Подробнее об экспортном консалтинге.


Рекомендации

Рынок картофеля. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок картофеля. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

119 900 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке сахарных культур - Итоги 2023

74 900 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке семян подсолнечника - Итоги 2023

74 900 руб.

Мировой рынок капока. Маркетинговое исследование 2017-2023гг. тренды, анализ и прогноз до 2030г.

190 000 руб.

Мировой рынок чечевицы. Маркетинговое исследование 2017-2023гг. тренды, анализ и прогноз до 2030г.

190 000 руб.

Мировой рынок семян льна. Маркетинговое исследование 2017-2023гг. тренды, анализ и прогноз до 2030г.

190 000 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке тритикале - Итоги 2023

74 900 руб.

Рынок рапса. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок рапса. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

119 900 руб.

Мировой рынок кукурузы. Маркетинговое исследование 2017-2023гг. тренды, анализ и прогноз до 2030г.

190 000 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке ванили - Итоги 2023

74 900 руб.