Что может помочь регионам преодолеть бюджетный кризис?

Инвестиции 27 октября 2016
Автор статьи: IndexBox

Фото: © Lana Mais / Bigstockphoto

Расходные обязательства, ранее переданные на региональный уровень, необходимо частично вернуть в федеральный центр.

За последние три года российским регионам удалось сократить бюджетный дефицит: если в 2013 году он составлял 640 млрд руб., то в 2014-м - 414 млрд руб., а в 2015-м - 106 млрд руб. (оценка Аналитического кредитного рейтингового агентства). Однако общий долг субъектов федерации за тот же период вырос с 1,7 трлн руб. до 2,4 трлн руб. (данные Счетной палаты).

Среди основных причин дефицита - перераспределение ряда расходных полномочий между федеральным центром и регионами, полагают аналитики Индексбокс. Эта мера не была подкреплена передачей должного объема субсидий и налоговых доходов в пользу субъектов РФ. В 2000-е с федерального уровня на региональный были переданы обязательства по поддержке тружеников тыла и жертв политических репрессий, обеспечению лекарствами граждан с редкими заболеваниями, а также финансированию портов и учреждений начального и среднего профобразования. В 2012 году регионы были наделены обязательствами по повышению оплаты труда бюджетников, строительству и реконструкции детских садов, а также переселению граждан из аварийного жилья. Как следствие, между объемом бюджетных обязательств регионов и закрепленных за ними налогов образовался разрыв, который в 2015 году достиг 0,24% ВВП (подсчеты Научно-исследовательского финансового института Минфина).

Преодолеть бюджетный кризис в субъектах РФ можно, в первую очередь, с помощью передачи с регионального уровня на федеральный страховых взносов на обязательное медицинское страхование (0,77% ВВП, по оценке НИФИ Минфина). При этом увеличить налоговую базу регионов поможет передача им части поступлений по акцизам на алкоголь крепостью более 9% (они были централизованы при передаче на федеральный уровень расходов на полицию). Другой возможный шаг - распределение части сборов по НДС между субъектами федерации в зависимости от численности их населения, как это делается в Германии. Это мера даст эффект в том числе потому, что сборы по НДС менее чувствительны к экономической конъюнктуре, чем поступления по налогу на прибыль.

Чтобы в будущем минимизировать угрозу разбалансировки региональных бюджетов, необходимо закрепить в федеральном законодательстве норму, запрещающую увеличивать расходные обязательства или снижать налоговые доходы субъектов РФ без соответствующей компенсации из центра, полагают эксперты Индексбокс.


Рекомендации