Производство аккумуляторов в России в 2010-августе 2014 гг. Автомобилестроение и комплектующие 15 декабря 2014


Выдержка из отчета Рынок аккумуляторов

Несмотря на то, что автомобильный парк стабильно растет, рынок аккумуляторов развивается волнообразно. Основными факторами влияния такого развития являются покупательная способность, экономная модель поведения потребителей, а также климатические условия. Отложенный спрос, сформированный в 2007-2009 гг., высокие объемы продаж автотранспорта, а также улучшение экономической ситуации в стране привели к резкому скачку рынка в 2010 г. Начало второй волны кризиса в 2012 г. повлияло на снижение объема рынка в 2013 г. и доходность в каналах дистрибуции.

Производство свинцовых аккумуляторов (стартерных и прочих) не отличается высокой степенью внутригодовой сезонности. Тем не менее, можно отметить некоторое снижение выпуска аккумуляторов в летние месяцы и рост к концу года.

В 2012-2013 гг. динамика выпуска свинцовых аккумуляторов была отрицательной. В январе-августе 2014 года, показав традиционное снижение в начале отчетного периода, ситуация улучшилась по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. - прирост составил 26%. 

Высокое давление со стороны иностранных производителей оборачивается вытеснением с рынка российских производителей. На фоне падения объема присутствия отечественных аккумуляторов на рынке России производители стараются компенсировать потерянные объемы поставками на экспорт.

В целом, аналогичную картину можно отметить в сегменте никель-кадмиевых и железо-никелевых аккумуляторов. Сезонность выражена в пиках в 1 и 4 квартале и некотором спаде во 2 и 3 кварталах. В 2014 году резко снизился объем выпуска данного вида аккумуляторов, что связано, в первую очередь, со снижением выпуска в СФО.

Практически все аккумуляторы, производимые в России, относятся к категории «стартерные». Основное применение они находят в автомобилях, обеспечивая пуск ДВС и создавая энергетический буфер для работы различных устройств. Принимая во внимание особые климатические условия и растущий парк транспортных средств, российские производители целевым выделяют именно данный сегмент. По итогам 2013 года, доля свинцовых стартерных аккумуляторов составила 99,1%.

Отдельным сегментом выделяются аккумуляторы кадмий-никелевые, железо-никелевые и прочие. Их учет ведется в тыс. А/ч. На 41% снизилось производство данного вида аккумуляторов в январе-августе 2014 года.

Основные производственные мощности заводов, выпускающих аккумуляторы, сосредоточены в Приволжском, Уральском и Центральном федеральных округах. Причем налицо тенденция к сокращению доли Уральского округа в пользу Центрального. 

Приволжский федеральный округ, за счет мощностей самого крупного российского предприятия ЗАО «Аком», сохраняет лидерство на протяжении всего анализируемого периода - около 42%. 

Центральный федеральный округ наращивает долю благодаря вложениям украинской компании в курские заводы - «Аккумулятор» и «Исток». Доля округа по итогам 2013 года составила почти четверть всего выпуска.

Уральский федеральный округ представлен заводами Тюмени, которые суммарно закрывают почти все производство региона.

Доли прочих федеральных округов не столь значительны и не оказывают существенного влияния на распределение производительных сил в отрасли.

В 2012 году производственные мощности по изготовлению стартерных аккумуляторов составляли 11 921 тыс. шт. в целом по РФ. Около 37% всех мощностей расположено в Приволжском федеральном округе. На втором месте Центральный федеральный округ (23%). На третьем - Уральский федеральный округ (22,7%).
Производство свинцовых аккумуляторов (кроме стартерных) сосредоточено в Центральном ФО - 91%. Прочие 9% были введены в 2012 году в Уральском ФО.

Аккумуляторы кадмий-никелевые, железо-никелевые и прочие существенно нарастили мощности в 2012 году за счет Сибирского ФО. 

В пределах Сибирского федерального округа - Новосибирская область - был заявлен проект «Роснано», который в данное время заморожен ввиду отсутствия потенциальных потребителей среди автомобильных заводов.

Наибольший уровень использования производственных мощностей в сегменте стартерных аккумуляторов зафиксирован в Уральском Федеральном округе (65,4%), высокие показатели использования мощностей также в Приволжском округе по производству аккумуляторов кадмий-никелевых, железо-никелевых и пр.


к аналитике и публикациям

Рекомендации

Рынок санок. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок санок. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

119 900 руб.

Европейский союз: Рынок легковых автомобилей. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Европейский союз: Рынок грузовых автомобилей. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Европейский союз: Рынок грузовиков с кранами. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Европейский союз: Рынок запчастей и принадлежностей для моторных транспортных средств. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Европейский союз: Рынок прицепов и полуприцепов. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке легковых автомобилей - Итоги 2023

74 900 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке грузовых автомобилей - Итоги 2023

74 900 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке грузовиков с кранами - Итоги 2023

74 900 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке запчастей для моторных транспортных средств - Итоги 2023

74 900 руб.