Обзор российского рынка кофеен Кафе и рестораны 24 ноября 2010


Кофейни постепенно становятся неотъемлемой частью жизни россиян. Одни ходят сюда, чтобы встретиться с друзьями, другие назначают встречи с клиентами и партнерами, третьи просто отдыхают за чашечкой вкусного ароматного кофе, размышляя о жизни.

Посещаемость кофеен с каждым годом растет высокими темпами. За последние пять лет исключением стал только 2009 год, когда кризис негативно повлиял на благосостояние россиян. Вследствие этого ходить в кафе стали намного реже или перестали вообще.Посещаемость кофеен в среднем упала на 20-30%. Однако несмотря на трудный период, основные участники рынка кофеен отмечают улучшение ситуации и прогнозируют выход на докризисные темпы развития в ближайшие годы.

По данным маркетингового исследования рынка кофеен России, проведенного компанией IndexBox в сентябре 2010 г., до кризиса рынок кофеен развивался довольно высокими темпами. В среднем рост составлял 136% в год. В 2009 году произошло падение на 23%. За период с января 2009-го по июль 2010 года наименьших показателей рынок кофеен достиг в первом квартале 2009 года, составив $ 152,44 млн. (рис. 1). Ситуация постепенно улучшалась, и к третьему кварталу текущего года объем рынка кофеен уже составлял $ 185,96 млн.

На данный момент в России насчитывается около 3 тысяч кофеен. Насыщенность исследуемого рынка невысока, и потенциал развития огромен: на 100 тысяч жителей страны приходится 2 кофейни. Основная часть заведений расположены в Москве и Санкт-Петербурге - рынки этих городов насыщены на 70%. В ближайшие годы многие сети кофеен планируют выход на региональные и даже зарубежные рынки. Например, «Шоколадница» намерена выйти на рынки Китая, Казахстана, Индии, Ближнего Востока, стран Персидского залива, также Греции. «Costa Cofe» планирует открыть около 200 кофеен в крупных городах России. Так же рассматривает возможность выхода на региональные рынки и кофейня «Кофеин».

Средний чек в российских кофейнях варьируется от 300 до 600 рублей - в основном это зависит от ассортимента, предлагаемого кофейней, от позиционирования заведения на рынке и известности сети. Все представленные кофейни можно разделить на заведения, ориентированные на аудиторию с доходами выше среднего и на аудиторию с доходами среднего уровня. К кофейням с посетителями высокого уровня дохода (от 45 тыс. руб. на человека) можно отнести «Traveler's Cafe», «Триумф», «Фокус». Аудитория со средним уровнем дохода (от 20 тыс. руб. на человека до 45 тыс. руб.) предпочитает «Шоколадницу», «Кофе Хаус» и т д.

Кофейни «выше среднего» со средним чеком более 600 руб. занимают 13% рынка (рис. 2). На заведения, средний чек которых составляет от 300 до 450 руб., приходится 62% рынка. В оставшихся 25% кофеен средний чек составляет от 450 до 600 руб.

Заведения «выше среднего» ориентируются на качество предлагаемой продукции и высокий уровень обслуживания. Кофейни «среднего уровня» предлагают традиционный ассортимент, обладающий хорошими потребительскими свойствами. Кофейни низкого ценового сегмента предлагают традиционный ассортимент по доступным ценам.

Как уже говорилось, самые насыщенные кофейнями города - это Москва и Санкт-Петербург. На московском рынке 60% в стоимостном выражении принадлежит крупным сетевым кофейням, таким как «Шоколадница» и «Кофе Хаус», 20% занимают маленькие сети, а именно «Costa Cofe», «Кофеин», «Кофемания» и прочие. Оставшиеся 20% приходятся на одиночные кафе. В Санкт-Петербурге большая часть рынка - 65% - принадлежит крупным и мелким сетевым кофейням, причем наиболее значительные доли занимают лидеры московского рынка - «Шоколадница» и «Кофе Хауз». Остальная часть рынка приходится на несетевые заведения.

Всего в Москве насчитывается около 400 кофеен, а в Санкт-Петербурге - около 350. Однако потенциальная емкость рынков данных городов составляет 2 тысячи кофеен в каждом из городов. Для сравнения, в Милане и Нью-Йорке на 100 тысяч жителей приходится соответственно 135 и 27 кофеен, тогда как в Москве эта цифра составляет 4 заведения.

Самыми популярными кофейнями в России являются «Шоколадница», «Кофе Хауз», Mac Cafe, Costa Cafe, Starbucks Coffee, Traveler's Cafe, «Идеальная чашка», Coffee Bean, «Кофеин», «Кофемания». Лидерами являются: «Шоколадница» и «Кофе Хауз» доли которых составляют соответственно 17 и 14% рынка в стоимостном выражении (рис. 3). На каждую из оставшихся кофеен приходится менее 1% рынка.

В настоящее время в России действует 230 кофеен «Шоколадница». Основная часть «Шоколадниц» сосредоточена в Москве и Московской области - 150 заведений, расположенных в исторических частях города, крупных столичных и подмосковных торговых центрах, аэропортах и бизнес-центрах. Также кофейни сети распространены в таких городах, как Санкт-Петербург, Екатеринбург, Калининград, Кемерово, Нижний Новгород, Пятигорск, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Уфа, Череповец, Ульяновск, Хабаровск, Севастополь и Ереван. В планах руководства к концу 2010 года довести число кофеен «Шоколадница» до 276, а впоследствии - выйти на рынки Китая, Казахстана, Индии, Ближнего Востока и стран Персидского залива, а также Греции.

Второй на рынке кофеен России является компания - «Кофе Хауз. Эспрессо и Капучино Бар». На сегодняшний день - это одна из крупнейших сетей России, насчитывающая 211 кофеен. 101 заведение располагается в Москве. Остальные распространены по таким городам, как Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань и Киев. В 2010 году «Кофе Хауз» планируется открыть еще 10 новых кофеен сети в Москве и Санкт-Петербурге.

Помимо двух лидеров на территории России достаточно широко распространены еще 2 сети кофеен: Mac Cafe и Traveler's Cafe.

На данный момент в России работает 40 кофеен Mac Cafе - из этого числа 19 расположены в Москве и Московской области. Также заведения этой сети работают в Санкт-Петербурге, Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Пензе, Рязани, Уфе и Ярославле.

Что касается Traveler's Cafe, то сейчас сеть насчитывает 31 кофейню в таких городах, как Москва, Новосибирск, Бердск, Кемерово, Калуга, Томск, Омск, Ленинск-Кузнецкий, Красноярск, Горно-Алтайск, Танай, Тюмень, Новокузнецк, Баку.

Российский рынок кофеен активно выходит из кризиса. По прогнозам участников рынка, рост за 2010 год составит 106%, а в 2011 году он достигнет 110%. Это обуславливается тем, что благосостояние россиян постепенно увеличивается. Клиенты, на время отложившие походы в кафе, снова возвращаются и включаются в потребление. Однако чтобы не спугнуть вновь прибывших посетителей, кофейням необходимо на какое-то время немного снизить цены, так как уровень доходов населения еще не достиг докризисных показателей.


к аналитике и публикациям