Развитие рынка одноразовой посуды Пластмассовые изделия 20 декабря 2010


С 2000 г. наблюдается бурное развитие рынка одноразовой посуды. С каждым годом она становится все более популярной. Она меняет форму, цвет, на ней появляются надписи и рисунки. Это позволяет расширить границы использования данного товара. Теперь одноразовую посуду применяют не только на пикниках и в поездках, но и на корпоративных вечерах, праздниках.   Постепенно она завоевывает место и в домашнем использовании. Что позволяет существенно сэкономить время хозяйкам, виновникам торжеств и всем, кто каким-то образом связан с очищением помещения после мероприятий.

На стадии формирования рынка большей популярностью пользовалась пластиковая посуда, произведенная из различных полимеров. Но постепенно и бумажная посуда  заняла достойное место, благодаря своей красочности, разнообразию и отсутствию химических выделений при использовании, что нельзя сказать о пластике.

При применении посуды из полимеров рекомендуется соблюдать условия, при которых ее использование будет безопасным. Вследствие чего, по ожиданиям специалистов, в будущем потребление бумажной посуды может намного превзойти пластиковую.   Однако, пока  посуда из полимеров занимает лидирующие позиции с долей рынка в 80% в натуральном выражении. Оставшаяся часть приходится на бумажную посуду.

Рисунок 1. Структура рынка в натуральном выражении в 2009 г.

Большая часть рынка одноразовой посуды принадлежит российским производителям. На импорт приходится 15%. Но если рассматривать рынок по сегментам, то на рынке пластиковой посуды большую долю занимает отечественное производство, а именно – 80% в натуральном выражении. Бумажная посуда в основном импортируется, ее доля составляет около 90% рынка российского рынка одноразовой бумажной посуды в натуральном выражении.

Рисунок 2. Структура рынка в 2009 г. в натуральном выражении

 

Основными поставщиками пластиковой посуды в 2009 г. являлись Китай и Польша. Их доля импорта составила 34% и 15% в натуральном выражении соответственно . На остальные страны пришлось менее 7% поставок на каждую.  В начале 2010 г. в лидеры выходит и Португалия, которая делит с Польшей второе место, каждая из стран занимает 7% импорта. Основной страной –поставщиком в 1 квартале 2010г. остается Китай – 36% в тоннах.

Если говорить о компаниях, поставляющих посуду, произведенную из полимеров на рынок России, то среди них можно выделить «Tupperware», ООО «Алена» и IKEA. Именно эти компании стали лидерами на рынке импортной пластиковой одноразовой посуды в 2009 г. принадлежащие им доли соответственно равны 9%, 5% и 4% в натуральном выражении. В первом квартале 2010 г. к лидерам добавляется компания «Huhtamaki»(3% в тоннах), а ООО «Алена» не входит даже в  первую пятерку импортеров.

Основными поставщиками бумажной одноразовой посуды в 2009 г. на территорию России стали Италия, Германия и Финляндия. Также эти страны удерживали лидирующие позиции и в начале 2010 г. как в натуральном, так и в стоимостном выражениях. Компании Seda, «Италика» и Huhtamaki, принадлежащие данным странам, в 2009 г. и в начале 2010 г. заняли большие доли в импорте одноразовой бумажной посуды. В натуральном выражении компания Seda в 2009 г. занимала 33%, Huhtamaki - 25%, а на «Италика» приходилось 11%.

Помимо продажи продукции собственного производства на рынке России, наша страна также занимается экспортом одноразовой посуды. Основными странами, получающими российскую посуду  из пластика,  являются Украина и Казахстан, на них приходится 71% экспорта в натуральном выражении. Бумажную одноразовую посуду, помимо данных стран получает еще и Польша.

Как было сказано ренее, рынок активно начал развиваться с 2000 года. Последующие пять лет показали очень высокие темпы роста потребления одноразовой посуды. В среднем ежегодный прирост составлял 20-25%в стоимостном выражении. К 2007 г. сформировавшийся рынок почувствовал насыщение и темпы роста снизились, составив 115%-117%в деньгах.  Далее наступили сложные кризисные годы для России и для всех сфер деятельности, но рынок одноразовой посуды устоял, снизив свои темпы развития до 105% в год. По мнению экспертов, поддержали рынок и не дали начать ему понижательную динамику точки общественного питания низкого ценового сегмента, которые и в кризис продолжали работать и закупать большие партии посуды.

Рисунок 3. Динамика объема рынка одноразовой посуды в 2005-2016 гг., млн. долл. США

 

Потребителями одноразовой посуды в основном являются три сегмента: общественное питание, кейтеринг и розничный сегмент. Самая маленькая доля принадлежит розничным продажам. А именно 10% рынка. 60% розничных продаж приходится не сетевую розницу. Оставшиеся 40% - на магазины сувенирной продукции и магазины, предлагающие товары для проведения праздников. Большая доля одноразовой посуды – около 51%- потребляется в таких городах как Москва и Санкт-Петербург. В данных городах активно развивается потребление одноразовой бумажной продукции. На остальной территории России большинство потребителей все таки предпочитают дешевый пластик.

Сегмент общественного питания занимает 30%.На рынке общественного питания с 2005 г. присутствовала повышательная динамика, темпы роста составляли 135%-136%.  Резкое падение рынка произошло в 2009 г. объем рынка снизился на 23%. Причиной послужило ухудшение благосостояния населения, вследствие наступления мирового финансового кризиса. Однако эксперты утверждают, что улучшение ситуации можно ждать в ближайшие год-два. Уже сейчас с каждым днем наблюдается увеличение посещаемости заведений общественного питания.

На сегмент кейтеринга приходится 60% потребления одноразовой посуды. Основные участники рынка считают, что рынок кейтеринга освоен всего на 20-20% и его емкость огромна. Развивается рынок довольно высокими темпами. По мнению экспертов, он увеличивается на 15%-20% в год. Потребление на рынке кейтеринга зависти от сезонных факторов. Например, с января до февраля популярны вечеринки, ужины и частные мероприятия. С февраля по июнь время корпоративных вечеринок и мероприятий, лето-период свадеб , пикников и организации отдыха на природе, осень - знаменита своими мероприятиями по формированию командного духа компании, а именно «тимбилдинг».Самый высокий спрос для кейтеринговых компаний наступает в декабре, ближе к новогодним праздникам.

Рисунок 4. Структура потребления одноразовой посуды по потребляющим сегментам в 2009 г.

Сезонность - важный фактор и для рынка одноразовой посуды в целом. Лет 10  назад пик продаж приходился на сезон отпусков – с мая по сентябрь. Но все меняется и сейчас эксперты отмечают, что данный фактор постепенно нивелируется. Уже как 3-4 года одноразовая посуда прочно заняла место в жизни человека, кафе и столовые увеличили объемы закупок данной продукции, многие потребители используют ее в повседневной жизни и дома. Вследствие чего рынок перестал подвергаться заметным сезонным колебаниям и постепенно объемы продаж в период всего года выравниваются.

Товары одноразового потребления уверенно вошли в нашу жизнь и спрос на них можно назвать стабильным. Основной причиной растущего спроса на одноразовую посуду является ее практичность и удобство. И в дальнейшем эти факторы будут становиться все более значимыми, вследствие ускорения жизни человека.


к аналитике и публикациям