Рынок сэндвич-панелей в России - Обзор и анализ Металлоконструкции и металлоизделия 26 октября 2008


В современном строительстве всё чаще используют сэндвич-панели. Под сэндвич-панелями подразумевается целый класс многослойных конструкций, включающих в себя теплоизоляционный материал, облицованный с обеих сторон. Чаще всего, панели представляют собой трехслойную конструкцию из стального оцинкованного листа с полимерным покрытием и среднего утепляющего слоя, склеенную при помощи специального полиуретанового клея.

Сэндвич-панели имеют ряд важнейших преимуществ перед традиционными строительными материалами, такими как кирпич, бетон, дерево. Одно из важнейших преимуществ строительства зданий и сооружений с использованием сэндвич-панелей - гибкость и сокращение времени строительства, благодаря простоте монтажа и демонтажа сэндвич-панелей. Гораздо более высокие теплоизоляционные свойства, по сравнению с кирпичом или бетоном той же толщины, до 15 раз превосходя их. Благодаря меньшей удельной массе сэндвич-панели, по сравнению с традиционными материалами, здания, построенные с использованием сэндвич-панелей, производят меньшее давление на фундамент, что позволяет возводить промышленные объекты на слабонесущих грунтах и удешевляет затраты на логистику и транспортировку строительных материалов.

Рынок сэндвич-панелей в России в последние три года получил огромное развитие - ежегодно открывается от 3 до 6 новых компаний по производству сэндвич-панелей. Компания IndexBox решила изучить данный рынок и, в начале 2008 года, провела масштабное исследование рынка сэндвич-панелей. В рамках исследования были изучены производители - лидеры отрасли, снабжение, производство и сбыт сэндвич-панелей. Также был изучен рынок в целом: объемы импорта и экспорта, перспективы и емкость рынка. Данная статья построена на данных проведенного исследования и представляет собой краткий обзор отрасли.

Объем рынка сэндвич-панелей

За последние два года, рынок сэндвич-панелей вырос на 65%. Объем российского рынка сэндвич-панелей в 2007 году составил около 1 166,7 млн. долларов США, что в натуральном выражении (при средней стоимости одного кв. м панели в 50 долларов США) равно 23,3 млн. кв. метров. Что примечательно - основной рост рынка идет за счет внутреннего производства, что говорит о развитии российских производителей, совершенствовании производственных технологий и повышении спроса на отечественную продукцию.

 

 рынок сэндвич панелей

Рисунок 1. Структура рынка сэндвич-панелей в 2007 г.

Источники: Экспертные оценки, аналитика IndexBox

В 2007 году был отмечен интенсивный рост импортных поставок в стоимостном выражении, в то время, как в натуральном выражении объем поставок немного снизился, по сравнению с 2006 годом. Данная ситуация говорит о повышении цен на ввозимую продукцию, а также об увеличении доли продукции премиум-сегмента в импортных поставках.

Экспорт сэндвич-панелей в несколько раз ниже импорта и в стоимостном, и в натуральном выражении. За последние два года, объем экспорта достаточно стабилен, и, судя по прогнозам экспертов, каких-либо значительных изменений в объемах экспортных поставок не ожидается. Основной объем экспорта - около 5,7 тыс. тонн сэндвич-панелей идет в Казахстан, еще около 153 тонн - в Украину. В целом, в структуре экспорта преобладают страны СНГ.Объем спроса на российском рынке сэндвич-панелей

В структуре спроса можно выделить две группы потребителей:

  • строительные компании
  • компании, самостоятельно занимающиеся строительством для собственных нужд.

Первая группа потребителей, по оценкам экспертов, занимает более 90% совокупного объема спроса.

Исходя из специфики строительства, а также небольших различий в закупаемом ассортименте продукции, можно выделить следующие сегменты потребителей:

  • строительство спортивных и развлекательных сооружений
  • строительство промышленных помещений
  • строительство объектов сельскохозяйственного назначения
  • строительство торговых, офисных и складских помещений.

Наибольшая доля сэндвич-панелей идет на строительство торговых, офисных и складских помещений. По словам экспертов, в 2007 году около 50,8% панелей пошло на строительство данного вида недвижимости. Согласно прогнозам, к 2012 году эта доля возрастет до 55,2%.

Крупнейшие игроки российского рынка сэндвич-панелей

К крупнейшим игрокам можно отнести компании, которые обладают сильной производственной базой, ведут активные продажи и развивают новые направления. К подобным компаниям можно отнести:

  • ЗМК «Венталл»
  • «Тримо-ВСК»
  • «СтальКолорПрофиль»
  • «Белпанель»
  • «Мосстрой-31»
  • «Металл Профиль»
  • «Армакс»
  • «Термопанель» («ТЕРМОСТЕПС-МТЛ».)
  • «Стройпанель»
  • «Петропанель»
  • «Изобуд»

Около 53% рынка приходится на крупных производителей, с производственной мощностью более 500 тыс. кв. м в год, из них доля наиболее крупных производителей, мощности которых превышают 1000 кв. м в год, составляет около 17%. К наиболее крупным производителям относятся: «Металлпрофиль», «Термопанель», «Мосстрой-31» и «Белпанель».

 

Рисунок 2. Доли производителей, исходя из их производственных мощностей

Источники: Годовые отчеты компаний-производителей, экспертные оценки, аналитика IndexBox

При производстве сэндвич-панелей могут применяться различные металлы, например, алюминий и сталь. Применяются металлические листы как гладкие, так и профилированные. Российские производители для повышения эксплуатационных характеристик, (таких, как: максимальная нагрузка на панель, влагостойкость, защита от механических повреждений) применяют сталь толщиной 0,5 мм и более . Часто применяется сталь с полимерными покрытиями (пурал, пластизоль, PVF2 и др.).

В качестве наполнителей для производства сэндвич-панелей используется: пенополистирол, пенополиуретан и минеральная вата.

Для скрепления наполнителя с покровными листами используется полиуретановый клей.

Большинство производителей работают на минеральном утеплителе (на основе базальтового волокна). В России, производством базальтовой ваты занимается около 70 компаний, но не все из них, способны производить вату, подходящую для создания сэндвич-панели.

Крупнейшими поставщиками утеплителя являются компании Paroc OY (Финляндия), Rockwool (импорт и российское производство), Термостепс (Россия) и ряд других компаний.

Доля импортного утеплителя в общем объеме производства сэндвич-панелей, не превышает 6%. В распределении импорта наблюдаются некоторые закономерности. Большая географическая протяженность России приводит к локализации импорта: в европейскую часть страны ввозится утеплитель и сталь из европейских стран (сталь - Ranraruukki (Финляндия), British Steel (Великобритания); утеплитель - Paroc OY (Финляндия), Rockwool (Дания, Польша) и пр.); на Востоке страны преобладают азиатские поставщики (утеплитель - Roxul (Малайзия), Куйхуа и Хансол (Китай)).
Поставки их Европы, по объему, значительно превышают поставки из Азии.

Для сравнения приведем несколько цифр: компания Rockwool импортирует из Польши около 430 тыс. куб.м. минеральной ваты, из Малайзии (марка Roxul) - около 42 тыс. куб.м. Из Китая в Россию ввозится около 65 тыс. куб. м. минеральной ваты. Около 30% которой идет на производство сэндвич-панелей.

Концентрация большинства Российских производителей стали и утеплителя на Урале и в Центральных районах страны, вынуждает Дальневосточных производителей сэндвич-панелей использовать преимущественно импортные материалы. В настоящее время российские производители утеплителя, такие как Термостепс и Технониколь, занимаются освоением дальневосточного рынка - уже построены заводы по производству минеральной ваты и вспененного пенополистирола, но производимых объемов пока недостаточно. По словам самих производителей сэндвич-панелей, импортный утеплитель, в особенности из Китая имеет ряд недостатков, в основном, касающихся качества продукта, но при этом имеет несравнимо низкую цену, что позволяет компании - производителю сэндвич-панелей, получать большую выручку, чем при использовании отечественного утеплителя.

Для сравнения можно привести цены на российский утеплитель, а также на утеплитель из Азии (см. таблицу 1.)

Таблица 1. Сравнение цен на базальтовую ваты различных производителей

 

Найти в Дальневосточном регионе импортный товар европейского производства достаточно сложно. Также, следует отметить, что товары азиатского происхождения распространены лишь на Дальнем востоке и юге Сибири.

Для производства сэндвич-панелей используется клей производства Германии (Henkel), а также Huntsman isi Holland B.V. (Голландия) и Leeson (Великобритания). Продукция из пенополистирола и пенополиуретана не востребована на российском рынке, по причине несоответствия требованиям пожарной безопасности. По экспертным оценкам, на долю продукции из пенополистирола и пенополиуретана приходится не более 17% объема рынка.

В области связей и интеграции, на рынке сэндвич-панелей практикуются два варианта:

В первом случае производство сэндвич-панелей является самостоятельной бизнес-единицей, вертикальной интеграции в холдинге нет, т.е. компании холдинга не связаны в технологическую цепь, холдинг не имеет собственной сырьевой базы для производства сендвич-панелей. Имеет место горизонтальная интеграция на верхнем уровне управленческой иерархии. Используются единые каналы поставок сырья, централизуются закупки, логистика. Интеграция возможна на уровне продаж, централизация продаж через единые торговые дома, использование единых каналов продаж, работа на комплектацию единых объектов. Так, «Завод строительных биоконструкций Армакс» работает вместе с компанией «А-Клима» - производителем вентиляционных установок и систем кондиционирования воздуха - они имеют единые каналы поставки сырья, и обслуживают одни и те же объекты. Вместе они входят в состав ГК «Армакс».

Во втором случае присутствует вертикальная интеграция. Сырьевые компании организуют производство сэндвич-панелей (и наоборот), за счет чего достигается синергетический эффект совмещения смежных бизнесов. Примером вертикальной интеграции является поглощение крупнейшего отечественного производителя ЗМК «Венталл» финским производителем металла Ruukki.

По данным экспертов, оптимальное плечо доставки продукции в центрально-европейской части РФ составляет 500 км. Доставка осуществляется как железнодорожным, так и автомобильным транспортом. При перевозке автотранспортом используются открытые платформы или открытые бортовые автомашины с шириной от борта до борта не менее 2450 мм для укладки пачек в 2 ряда по ширине. Длина автотранспортных средств должна соответствовать длине перевозимых сэндвич-панелей. Панели скрепляются в блоки, высотой не более 1200 мм. При таких условиях в одно автотранспортное средство входит 24 сэндвич-панели. Тариф на доставку кв. м продукции на 100 км пути автомобильным транспортом составляет 40-60 рублей.

При транспортировке железнодорожным транспортом пачки с сэндвич-панелями упаковываются в специальные деревянные ящики, которые загружают в полувагоны и закрепляют от смещений. Тариф на доставку железнодорожным транспортом несколько ниже.

Транспортные услуги в большинстве случаев оказывают специализированные автотранспортные предприятия и РЖД. У крупных компаний имеется свой автомобильный транспорт: «Мосстрой-31», «Термопанель», «Стройпанель». Используются специализированные платформы для перевозки сэндвич-панелей. Отмечена практика оказания услуг по транспортировке сэндвич-панелей другим производителям.

Перспективы рынка сэндвич-панелей в России: угрозы и возможности

Производители и эксперты рынка сэндвич-панелей довольно оптимистично оценивают перспективы развития. Оптимизм основан на практически 100% загрузке существующих мощностей и буме строительства в последние годы.

Производители оценили возможности рынка следующим образом:

  • Рынок будет расти с темпами прироста 20-30% в год.
  • Рентабельность производства значительно не снизится, несмотря на появление новых игроков.

Угрозы рынка производители видят в следующих факторах:

  • Рост цен на сырье и материалы.
  • Нехватка на рынке металла и утеплителя.
  • Нехватка на рынке металла и утеплителя.
  • Появление очень крупного производителя способного «опустить» рынок, т.е. резко снизить отраслевую норму прибыли.
  • Снижение барьеров на вход и появление на рынке новых игроков.
  • Появление на рынке непрофессиональных игроков.

Источник: Маркетинговое исследование. Рынок сэндвич-панелей


к аналитике и публикациям