Опросы потребителей B2C
Какие задачи решают опросы потребителей?
Любое исследование потребителей начинается с четкой постановки задач. Чтобы результаты исследования были действительно полезны, крайне важно обозначить проблему и задачи, которые предстоит решить посредством проведения опросов. Наиболее популярные задачи, решаемые посредством опросов потребителей:
- Определение и описание целевой аудитории бренда.
- Кто является постоянным покупателем бренда?
- Кто является потенциальным покупателем бренда?
- Кто никогда не будет покупать бренд?
- Оценка текущего положения бренда на рынке и его перспектив развития.
- Какова известность бренда? Каково конкурентное окружение бренда?
- Какова лояльность к бренду?
- Способен ли бренд удерживать своих покупателей?
- Каковы условия переключения на другую марку?
- Поиск эффективного канала продвижения бренда.
- С чего начинается поиск и выбор продукции, и где он заканчивается?
- Какими источниками получения информации о продукции пользуются чаще всего?
- Каким источникам получения информации о продукции доверяют больше всего?
- Характеристика имиджа бренда.
- Какова репутация бренда?
- О чем бренд говорит покупателям?
- Негативные и позитивные образы, связанные с брендом.
- Определение чувствительности к цене.
- Выше какой стоимости покупатели откажутся от бренда?
- Какова оптимальная цена на продукцию?
- Готовы ли покупатели переплачивать за дополнительные услуги?
- Тестирование концепций позиционирования бренда.
Как мы проводим опросы потребителей?
Следующий важный шаг после постановки задач – разработка инструментария исследования.
На данном этапе необходимо ответить на следующие вопросы:
- Как будем опрашивать?
- Кого будем опрашивать?
- Где будем опрашивать?
- Сколько человек будем опрашивать?
- Когда будем опрашивать?
- Что будем спрашивать?
Под этими вопросами в первую очередь подразумевается выбор способа проведения опроса потребителей, и определение выборочной совокупности. Результативность опроса зависит от того, какие респонденты попадут в выборочную совокупность. В случае, если будет опрошена нецелевая аудитория, результаты опроса будут нерелевантными, а само исследование - неэффективным. Чтобы этого не произошло, важно выбрать подходящий способ опроса, позволяющий охватить соответствующую задачам аудиторию.
Наиболее популярны личные опросы и опросы через онлайн панель. В первом случае опросы проходят в местах продаж исследуемой продукции и концентрации целевой аудитории – в определенных магазинах, учреждениях, и пр. Во втором случае анкетирование проводится отдаленно, посредством Интернета.
Личные опросы потребителей и холл-тесты
В ходе многолетней работы в области исследований покупательского поведения специалистами Индексбокс разработана специальная методика личного интервью, позволяющая получить как количественную, так и качественную информацию. Опросы выстраиваются в виде беседы и предполагают ответы высокой степени подробности. Около 20% анкеты составляют открытые вопросы. Ответы на большинство вопросов должны сформировать развернутый рассказ, позволяющий проникнуть во внутренний мир респондента, объяснить мотивацию его желаний и поступков.
Метод подразумевает проведение интервью в специально отведенном для этого пространстве торговой точки для обеспечения более комфортных условий общения, обуславливающих детальное и последовательное изучение многообразия и нюансов потребительского поведения.
Контроль качества полученных данных осуществляется в ходе проведения самого опроса (визуальный контроль), а также путем проверки не менее 35% анкет, отобранных случайным образом, специалистами - супервайзерами полевого отдела. Проверка заключается в телефонном звонке респонденту и оценке качества заполнения анкеты.
Дополнительная проверка проводится с применением статистических методов анализа данных и определения степени отклонения показателей, представленных в анкетах каждого интервьюера.
Онлайн опросы потребителей
Отбор респондентов, соответствующих критериям выборочной совокупности, проводится на основании контактов из соответствующей online-панели. Online-панели представляют собой сообщества людей, давших согласие на регулярное участие в маркетинговых исследованиях. Каждый участник сознательно регистрируется в панели на специальном Интернет-портале, предоставляя о себе различные социально-демографические и потребительские данные, а также получает компенсацию за участие в виде денежного вознаграждения или призов. Каждый респондент получает на свой электронный адрес приглашение для участия в опросе и случае успешного прохождения вопросов-фильтров приступает к заполнению анкеты.
- Достоверность информации, предоставляемой панелистами, проверяется следующими методами:
- Замер времени, необходимого для ответа на каждый вопрос;
- Анализ ответов на открытые вопросы;
- Динамическое сравнение ответов на вопросы анкеты с профилем панелиста;
- «Черный список» и динамический отсев анкет с сомнительной достоверностью;
- Повторный опрос участников исследования (контроль);
- Выбраковка анкет, содержащих большое число ответов «не знаю/затрудняюсь ответить»;
- Выбраковка анкет со стереотипными ответами (например, одна колонка или зигзаги в табличных вопросах);
- Вопросы на логическое соответствие для фильтрации анкет, заполненных «вслепую»;
- Вопрос-задание для проверки внимательности (например, в табличном вопросе среди высказываний добавляется задание — «отметьте ответ «полностью согласен»);
- Фильтрация «плоских» анкет со стереотипными ответами на вопросы (например, респондент всегда отвечает «полностью согласен» на большое число высказываний).
Какие ресурсы позволяют нам делать качественные опросы потребителей?
- Команда специалистов, имеющих значительный опыт реализации успешных и заметных проектов в области исследования потребителей.
- Стандарты исследовательской работы в соответствии с регламентом «American Marketing Association» и «Alliance of International Marketing Research Institutes».
- Методология работы, сочетающая кабинетные и полевые исследования, а также собственные разработки, учитывающие специфику российского рынка.
- Использование лучшего программного обеспечения для проведения опроса Kinesis Survey.
- Собственный полевой отдел Индексбокс (150 интервьюеров, 8 супервайзеров).
В каком формате мы предоставляем результаты опросов потребителей?
По завершению опроса проверенный на качество массив данных поступает на кабинетный этап исследования – анализ информации.
По итогам анализа результаты и выводы исследования оформляются в формате отчета-презентации MS PowerPoint, к отчету дополнительно прилагаются таблицы MS Excel.
Отчет содержит:
- Описание тенденций в тезисах;
- Визуализацию данных на диаграммах и схемах;
- Выводы и рекомендации, соответствующие целям и задачам исследования.
Удобный формат презентации позволяет быстро вникнуть в результаты исследования и сразу же использовать их в работе. В зависимости от объема поставленных задач, презентация в среднем включает 50-60 слайдов.