Прогноз цен на сталь в АТР остается осторожно оптимистичным, несмотря на слабый спрос и риск избыточного предложения в Китае

Черная металлургия 9 августа 2021

Компания IndexBox недавно опубликовала новый отчет: «Рынок стали в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз - Влияние COVID-19». Ниже представлено краткое изложение основных выводов отчета.

После пиковых значений в середине мая, цены на сталь в Китае стабилизируются на фоне вялого сезонного спроса, снижения потребления стали отечественными производителями и обещаний правительства ограничить «необоснованно высокие цены», несмотря на ужесточение климатического контроля в производстве стали. В целом, цены на сталь в Азиатско-Тихоокеанском регионе будут оставаться высокими в среднесрочной перспективе из-за значительных расходов на инфраструктурные объекты. Однако существуют опасения перепроизводства, в связи с расширением мощностей в Юго-Восточной Азии и сокращением бюджетных расходов в Китае.

Ключевые тенденции и выводы

Цены на сталь в текущем году резко выросли после кризисного 2020 года, когда мировой спрос на сталь за пределами Китая упал на 10% на фоне карантинных ограничений, связанных с коронавирусом.

Мировые цены на металл достигли пика в середине мая после периода активного роста, который стартовал в начале 2021 года. В результате, цены на сталь увеличились на 30-40%, а цены на стальную заготовку в Азии достигли пика в $720 за тонну, а затем стабилизировались примерно на уровне  $655–665 за тонну.

Рост цен был вызван высоким спросом со стороны инфраструктуры, строительства и обрабатывающей промышленности Китая.  Новости о потенциальных ограничениях объема производства в Китае, который производит более половины мирового объема нерафинированной стали, также подстегнули рост цен.

В апреле 2021 года правительство Китая объявило, что начнет ограничивать производство стали на устаревших и сильно загрязняющих окружающую среду предприятиях для выполнения экологических норм. Таншань, крупнейший сталелитейный город Китая, уже реализовал политику сокращения производства стали на 30-50% в течение 2021 года, что, вероятно, приведет к снижению объемов производства стали на 30 млн тонн по сравнению с прошлым годом.

Однако в последнее время рост цен был приостановлен из-за действий Пекина в отношении «необоснованных» цен на сталь. В ответ на опасения по поводу перегрева рынка стали, китайское правительство объявило о ряде мер по сдерживанию цен под контролем.

Слабый сезонный спрос летом способствует понижательному давлению на цены, при этом на некоторые виды стальной продукции цены упали на 19% по сравнению с пиковыми значениями в мае.

На фоне такого снижения цен, аналитики осторожно оптимистично оценивают цены на сталь в Азиатско-Тихоокеанском регионе. IndexBox ожидает, что спрос на сталь в Азии (в основном, в Индии, Китае и Южной Кореи) будет расти примерно на 5% ежегодно в период до 2030 года. Ожидается, что растущая автомобильная промышленность в Таиланде, Малайзии, Индонезии и Вьетнаме также будет стимулировать рост потребления стали в регионе.

Существуют опасения по поводу потенциального избытка предложения стали: ужесточение экологических норм в Китае, о котором говорилось выше, побудило китайских инвесторов открывать больше сталелитейных заводов в странах Юго-Восточной Азии с менее регулируемым законодательством. В связи с этим, к 2030 году в регионе планируется ввести в эксплуатацию около 60 млн тонн мощностей. Более жесткий фискальный контроль может также снизить спрос на сталь в Китае в будущем. В первом квартале 2021 года, выпуск облигаций местных органов власти, в основном используемых для финансирования инфраструктурных проектов, снизился по сравнению с тем же периодом прошлого года. Также прогнозируется, что более низкий уровень кредитования замедлит инвестиции в частную собственность во втором полугодии 2021 года.

Производство стали в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Пятый год подряд в Азиатско-Тихоокеанском регионе наблюдается рост объема производства необработанной стали и стальных полуфабрикатов, который увеличился на 3% до 1396 млн тонн в 2020 году. Общий объем производства рос в среднем на +4,4% в год в период с 2012-2020 гг.

Китай (1065 млн тонн) остается крупнейшим производителем стали и стальных полуфабрикатов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на долю которого приходится 76% от общего объема выпуска. Кроме того, производство стали и стальных полуфабрикатов в Китае более чем в десять раз превысило показатель второго по величине производителя, Индии (100 млн тонн). Япония (83 млн тонн) заняла третье место по объему производства с долей 6%.

Экспорт стали в Азиатско-Тихоокеанском регионе

В 2020 году, экспорт стали и стальных полуфабрикатов из Азиатско-Тихоокеанского региона снизился до $5 млрд (оценки IndexBox). В натуральном выражении объем зарубежных поставок составил 11 млн тонн, что на 6,3% больше, чем в предыдущем году.

На Японию (3,8 млн тонн) и Индию (3,1 млн тонн) пришлось примерно 62% от общего объема экспорта. Следующее место по объему экспорта занимает Индонезия (1,2 млн тонн) с долей 11%, за ней следуют Вьетнам (9,2%), Малайзия (7,8%) и Южная Корея (6,9%). Тайвань (179 тыс. тонн) занимает относительно небольшую долю в общем объеме экспорта.

В стоимостном выражении, крупнейшими странами-поставщиками стали и стальных полуфабрикатов в Азиатско-Тихоокеанском регионе были Япония ($1,5 млрд), Индия ($1,3 млрд) и Индонезия ($845 млн) с совокупной долей в 72%.

Экспортная цена на сталь и стальные полуфабрикаты в Азиатско-Тихоокеанском регионе составила $450 за тонну в 2020 году, снизившись на 8,2% по сравнению с предыдущим годом. Между основными странами-экспортерами наблюдались значительные различия в средних ценах. В 2020 году, страной с самой высокой ценой была Индонезия ($714 за тонну), в то время как цена Японии ($386 за тонну) была одной из самых низких.

Источник: платформа IndexBox.