Рынок древесного активированного угля продолжает сокращаться из-за конкуренции со стороны альтернативных видов угля

Нерудные материалы 28 января 2021

Рынок древесного активированного в период 2013-2018 гг. характеризовался растущей динамикой: наиболее выраженный рост зафиксирован в 2016 году, когда потребление выросло на 74% г/г модернизации или запуска новых очистных сооружений в Москве и других крупных городах.

Однако в 2019 году рынок изменил динамику развития - падение объемов потребления в натуральном выражении составило 9%, которое участники рынка связывают с общеструктурными изменениями спроса: среди потребителей растет популярность каменного активированного угля и угля из скорлупы кокосового ореха, благодаря их высоким сорбционным свойствам (например, на ТЭЦ активно переходят на альтернативные виды активированного угля).  

Последствия пандемии COVID-19 в 2020 году продолжили негативную динамику предыдущего года, несмотря на прирост потребителей в условиях реализации программ по модернизации и строительству новых очистных сооружений, ужесточения административных наказаний за сброс загрязненных стоков и развития пищевой промышленности. 

До 2018 года включительно импорт древесного активированного угля находился на уровне 20% ежегодно, однако по итогам 2019 года достиг 50% рынка, что является максимальным значением за рассматриваемый период. Участники рынка склонны считать, что зафиксированный рост связан с ценовым фактором - основные импортные поставки представлены дешевым китайским углем.

В структуре производства древесного активированного угля по территориальному признаку наибольшая доля традиционно приходится на Приволжский федеральный округ: здесь расположено крупнейшее предприятие отрасли по производству активированного угля - АО «Сорбент», которое функционирует с 1939 года. 

Среди других значимых участников российского рынка выделяются пермские заводы «УралХимСорб» и ООО «Техносорб», которые совокупно с АО «Сорбент» ежегодно обеспечивают более 50% общероссийского производства.  

Отдельно стоит отметить, что за последние 3 года российские предприятия активно наращивали экспортные поставки: максимальное значение экспорта древесного активированного угля зафиксировано в 2019 году - более 20% общероссийского производства (против 4% - в 2017 году). 

Важной особенностью рынка, которая может определять специализацию поставщиков, являются требования к использованию фильтрующих элементов в различных направлениях промышленности. Так, производители пищевых продуктов, алкогольных и безалкогольных напитков для соответствия требованиям ГОСТов РФ обязаны использовать в производстве древесный активированный уголь определённых марок. Например, пермский завод сорбентов «УралХимСорб» выпускает специальные марки активных (активированных) углей для ликероводочного производства с пониженной зольностью, крупнозернистый уголь для золотодобывающей промышленности и водоподготовки.  

Наибольшие перспективы для развития рынка в ближайшие годы участники рынка видят в реализации государственных программ по экологии ("Чистая вода", "Оздоровление Волги", "Сохранение озера Байкал» и др.), особенно в сфере водопользования и ужесточения наказаний для организаций, сбрасывающих неочищенные от вредных веществ стоки, а также в продолжении политики импортозамещения, и, соответственно, дальнейшем развитии пищевой промышленности РФ. 

Растущий спрос со стороны инфраструктурных и промышленных организаций (Мосводоканал, Водоканал Санкт-Петербурга, коммунальные системы водоснабжения крупных городов, нефтехимические предприятия крупных нефтяных компаний, химические производства и др.) с каждым годом вносит значительный вклад в фактическое потребление древесного активированного угля, и, несмотря на структурные сдвиги в отрасли (переход на альтернативные виды активированного угля), развитие рынка в среднесрочной перспективе, в первую очередь, будет определяться затратами государства и крупных коммерческих организаций на водоочистку и очистные сооружения для фильтрации стоков и замкнутых водооборотов.   


Рекомендации

Рынок мела. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19 Рынок мела. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19

39 900 руб.

Рынок нерудных строительных материалов: рынок строительного песка, рынок щебня и гравия. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19 Рынок нерудных строительных материалов: рынок строительного песка, рынок щебня и гравия. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19

39 900 руб.

Рынок флюорита (плавикового шпата). Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19 Рынок флюорита (плавикового шпата). Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19

79 900 руб.

Рынок извести: строительной и технологической. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19 Рынок извести: строительной и технологической. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19

39 900 руб.

Рынок муки известняковой (доломитовой). Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19 Рынок муки известняковой (доломитовой). Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19

39 900 руб.

Рынок товарной извести. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19 Рынок товарной извести. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19

39 900 руб.

Рынок асбеста и асбестовых изделий. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19

79 900 руб.

Рынок кварцевого песка. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19 Рынок кварцевого песка. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19

39 900 руб.

Европейский союз: Рынок мрамора и известнякового туфа (травертина). Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

160 000 руб.

Европейский союз: Рынок гранита, песчаника и строительного камня. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

160 000 руб.