Рынок пищевой соли в России: импортозамещение и развитие экспорта – точки роста в условиях стабильного спроса

Неорганическая химия 5 ноября 2021

Компания IndexBox опубликовала новый отчет: «Рынок пищевой соли в РФ. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз - Влияние COVID-19». Ниже представлено краткое изложение основных выводов отчета.

Пищевая соль ‑ продукт первой необходимости – товар, без которого нельзя обойтись. Ее потребление не зависит от экономической ситуации в стране или внешних политических и экономических факторов, и не меняется существенно в зависимости от изменения уровня доходов населения. Основным фактором, оказывающим влияние на фактические объемы потребления пищевой соли в России, является спрос со стороны потребляющих отраслей и динамика численности населения.

Пандемия Covid-19, начавшаяся во втором квартале 2020 года, спровоцировала скачок спроса на пищевую соль по двум причинам - после публикации Минздравом России рекомендаций о необходимости использования соляных растворов для профилактики Covid-19, и ажиотажных закупок перед изоляцией; во втором полугодии спрос на пищевую соль стабилизировался, а по итогам года был зафиксирован положительный результат – рынок увеличился на 2% г/г (оценка IndexBox).

В 2021 году на рынке наблюдался дефицит транспортных средств – полувагонов, который вызвал незапланированное временное наращивание запасов соли производителями. На российском рынке пищевой соли подобный дефицит, возникающий из-за отсутствия свободного подвижного состава, наблюдается не впервые (последний раз – 2016-2017 гг.).

Несмотря на негативную динамику, наблюдаемую по итогам текущего года (предварительные данные), игроки рынка в 2021 году отмечают не фактическое падение спроса, а реализацию складских запасов предыдущих лет (на протяжении календарного года на складах российских игроков рынка может накапливаться до 1 млн тонн соли) в условиях относительно стабильного спроса со стороны населения и растущего потребления соли пищевыми производствами.

Производство

После 2018 года производство пищевой соли в России характеризовалось ежегодным приростом со среднегодовыми темпами в пределах 5% (оценка IndexBox). Российские соледобывающие компании, поддерживаемые политикой импортозамещения и действующими санкциями в отношении иностранных производителей, начали активно разрабатывать новые месторождения, строить и запускать новые мощности по выработке пищевой соли. С 2018  года мощности по выпуску пищевой соли в РФ увеличились практически на 390 тыс. тонн (+30%), из них 74% или 290 тыс. тонн были запущены в Центральном ФО.

Ключевые игроки

Для российского рынка пищевой соли характерен высокий уровень концентрации игроков: три соледобывающих компании обеспечивают более 70% текущего спроса -  ООО "Руссоль" (Россия), "Аралтуз" (Казахстан) и "Мозырьсоль" (Беларусь).

Экспорт

Объем экспортных поставок пищевой соли в период 2013-2020 гг. увеличился более чем в 4 раза, чему способствовали наращивание производственных мощностей, девальвация рубля и повышение привлекательности российской продукции на рынках Ближнего Зарубежья (в частности, Беларуси и Казахстана).

Импорт

Динамика импортных поставок пищевой соли с ростом отечественных мощностей демонтрировала нисходящую динамику: с 2013 по 2021 гг. объемы приобретения пищевой соли за рубежом сократились на 37%, а доля импорта в потреблении соли в стране - на 10 п.п.

Наибольшие объемы поставок зарубежной соли на внутренний рынок РФ до настоящего времени традиционно приходились на страны СНГ, однако в последние несколько лет свое присутствие на российском рынке активно расширяют турецкие поставщики. В 2020 году они замыкали тройку лидеров по поставкам пищевой соли в РФ, вытеснив азербайджанского производителя – компанию "Азербайджансоль".

Прогнозные ожидания игроков и перспективные направления применения

В среднесрочной перспективе ожидается продолжение растущего тренда в потреблении пищевой соли в РФ, а основным драйвером положительной динамики выступит спрос со стороны пищевых производств, в том числе в рамках реализации программы импортозамещения (особенно это характерно для производств колбасной и сырной продукции и др.).