Рынок бутилированной воды в России: появятся ли новые возможности для российских производителей в 2022 году?

Безалкогольные напитки 9 июня 2022

На протяжении последних нескольких лет рынок бутилированной питьевой и минеральной воды в РФ является самым стремительно растущим сегментом в структуре напитков. С одной стороны, рост потребления бутилированной воды происходит  на фоне снижения качества водопроводной воды и сокращения природных запасов чистой воды. С другой — активной популяризацией здорового образа жизни, который в свою очередь, не возможен без обильного употребления воды. Отметим: потребление питьевой бутилированной воды в России составляет 37 литров на человека в год, тогда как в Европе этот показатель  достигает отметки в 140 литров.

Согласно оценкам игроков рынка пластиковой упаковки для воды, объемы потребления, а соответственно, выпуска бутилированной питьевой и минеральной воды в РФ до конца текущего года могут незначительно сократиться относительно отметки 2021 года. После аномально холодной весны синоптики прогнозируют такое же холодное лето, что может оказать влияние на объемы продажи бутилированной питьевой и минеральной воды в летний период. Для справки, согласно экспертным оценкам, емкость рынка бутилированной питьевой и минеральной воды в летний период, по сравнению с зимой, увеличивается в среднем в 1,5 раза, в осенний - в 1,2. По оценкам игроков рынка сокращение объемов потребления воды до конца года может составить порядка 0,5–0,7%. Значительное влияние на рынок бутилированной воды также оказывает платежеспособность населения. Сокращение покупательской способности населения может негативно сказаться темпах прироста рынка в ближайшей перспективе. Одним из основных факторов, поддерживающих рост потребления бутилированной воды в России по-прежнему будет сильная изношенность водопроводных сетей, что на фоне глобального мирового сокращения запасов чистой природной воды, будет способствовать росту спроса на бутилированную питьевую воду.

Наибольшим спросом у потребителей пользуется питьевая негазированная вода – ее доля в структуре продаж составляет порядка 47,7%. На втором месте по уровню спроса находится — минеральная столовая, с долей 31,3%. Третье место в долей около 20% приходится на лечебные и лечебно-столовые воды, их приобретение зачастую сопровождается медицинскими назначениями, без которых употребление таких вод нежелательно.

Согласно информации Союза производителей бутилированных питьевых, минеральных вод и безалкогольных напитков (СПБВ), в России на сегодняшний день насчитывается более 2 тысяч производителей бутилированной воды. Самые известные из них — IDS Borjomi (ТМ «Святой источник»), Coca-Cola (ТМ «Бон аква») и PepsiCо (ТМ «Аква минерале»). До настоящего момента эти три компании входили в число рыночных «тяжеловесов» — их совокупная доля розничных продаж превышала 30% от общего объема. Также на рынке присутствуют такие широко известные компании  как «Холдинг аква» (ТМ «Нарзан» и «Ессентуки»), компании «Меркурий», ООО «Рычал су», ООО «Аквалайф», «Карачинский источник», «Шишкин Лес» и многие другие, однако доля этих компаний по отдельности не превышает 1–2%.

Доля импорта в потреблении бутилированной воды в РФ незначительна и ежегодно снижается. В 2021 году доля импорта в потреблении питьевой бутилированной воды составляла около 5,3%. Импортируется в основном вода премиум сегмента. Основными импортерами являются Грузия, доля которой в объеме импортных поставок в 2021 году составила 50,7%, Франция, на долю которой пришлось около 11,1% импорта и Италия с долей 10,6%.

Доля экспорта в производстве бутилированной воды более значительна: по итогам 2021 года из России было вывезено без малого 45% всей произведенной в стране бутилированной питьевой и минеральной воды. Основным направлением поставок здесь является Казахстан, на долю которого по итогам 2021 года пришлось практически 96% всех экспортных поставок российской бутилированной воды. С большим отрывом от лидера следуют республика Беларусь с долей 1,6% и Украина с долей 1,1%.

В среднесрочной перспективе на динамику потребления бутилированной питьевой и минеральной воды в России будет определять, в первую очередь, платежеспособность и благосостояние граждан. При этом нисходящей динамики объемов потребления бутилированной воды в России на предвидится, но темпы роста спроса уже не будут такими высокими как в предыдущие годы. Принимая во внимание существующую на сегодняшний день ситуация в РФ, игроки рынка неохотно прогнозируют динамику развития рынка бутилированной воды. Однако темпы роста в пределах 1–1,5% в перспективе до 2025 года вполне допускают.


Рекомендации

Рынок цикория. Маркетинговое исследование - Итоги 2021. Прогноз на 2022-2030 гг. Рынок цикория. Маркетинговое исследование - Итоги 2021. Прогноз на 2022-2030 гг.

59 900 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке томатного сока - Влияние COVID-19

64 000 руб.

Рынок плодово-ягодных и овощных соков в США. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Рынок концентрированных фруктовых и овощных соков в США. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Рынок неконцентрированных фруктовых и овощных соков в США. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Мировой рынок мате. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Рынок кофе в Китае. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Рынок кофейных экстрактов в Китае. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Рынок чая в Китае. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Рынок минеральной и газированной воды в Китае. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз - Влияние COVID-19

190 000 руб.