В России только за первое полугодие 2021 года рынок кровельных материалов в денежном выражении достиг показателей 2020 года

Стеновые и кровельные материалы 9 ноября 2021

Компания IndexBox опубликовала новый отчет: «Рынок кровельных материалов в РФ. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз - Влияние COVID-19». Ниже представлено краткое изложение основных выводов отчета.

Объем рынка кровельных материалов в 2020 году составил 638 млн кв. м в натуральном выражении. Из-за пандемии COVID-19 и снижения объемов строительства, рынок сократился по разным видам кровли на 3-7% (оценка IndexBox). Однако, уже в 1 квартале 2021 года восстановительные тренды в строительстве активизировали спрос на кровельные материалы.

По итогам 2021 года прогнозируется рост рынка на уровне 6% в натуральном выражении, что немного превысит «допандемийные» значения. В денежном эквиваленте уже в первом полугодии 2021г. рынок достиг показателей 2020 года. Это объясняется одновременно: и ростом объемов потребления, и ростом цен на все виды кровельных материалов.

Ключевые сегменты, формирующие основное предложение на рынке – рулонные кровельные материалы и металлическая кровля (металлочерепица, профнастил, фальцевая кровля), на долю которых суммарно приходится более 90% рынка. Шифер занимает 4%, которые год от года смещаются в пользу «еврошифера» или, иначе, «ондулина». Доля всех видов черепицы на рынке крайне низка (в сумме менее 1%).

Производство

С 2019 года совокупный объем выпуска кровельных материалов в России вырос на 3% (оценка IndexBox), преимущественно за счет прироста выпуска рулонных кровельных материалов (+10% к уровню 2019 года). Во всех остальных сегментах в 2020 году наблюдалось снижение  производства. Наибольшее сокращение выпуска зафиксировано в сегменте шифера (-58% к уровню 2019 года), что связано, как с влиянием последствий пандемии, так и с долгосрочной тенденцией утраты потребителями интереса к шиферу. Наименьшее снижение в объемах производства продемонстрировали металлочерепица, профнастил и фальцевая кровля (-5%), а также керамическая черепица (-5%).

Ожидается, что в 2021 году производство кровельных материалов на территории России вырастет примерно на 5%. В период высокого спроса на строительные материалы производители загружают мощности, которые были не задействованы в 2020 году.

Ключевые игроки

На рынке действует значительное число игроков (производителей и импортеров), однако уровень концентрации конкуренции различается по сегментам.

Сегмент рулонных кровельных материалов представлен большим количеством компаний, и в то же время высококонцентрирован. На ведущего игрока ГК «ТехноНиколь» приходится до 45% рынка (компания является крупнейшим игроком и в сегменте композитной черепицы).

На рынке металлической кровли (металлочерепица, кровельный профнастил, фальцевая кровля) крупнейшим производителем является ГК «Металл Профиль».

В сегменте шифера более 60% предложения приходится на  двух производителей - ГК «BF Tech» и ООО «Комбинат Волна».

В сегменте ондулина в России действует одно предприятие – «Ондулин групп (филиал французской компании Onduline Group).

В сегменте керамической и песчано-цементной черепицы наибольшее присутствие характерно для двух российских производителей (крупнейший - БРААС ДСК-1), а также зарубежных компаний, в основном из Польши.

Экспорт

Экспорт кровельных материалов суммарно составляет около 15% от объема производства, основными получателями являются страны Ближнего Зарубежья (в частности Беларусь, Азербайджан, Таджикистан). В основном экспортируются рулонные кровельные материалы, шифер и профнастил.

Импорт

Импорт в совокупном предложении на рынке кровельных материалов традиционно занимает незначительную долю (не более 2-3% рынка), однако в 1 полугодии 2021 г. она начала расти. Оказалось, что загрузка мощностей на отечественных предприятиях растет медленнее, чем спрос. 

Сегменты рулонных кровельных материалов, металлочерепицы, шифера и ондулина формируются главным образом продукцией российского производства, в то время как к  импортозависимым сегментам относятся: керамическая черепица (более 90% импорта), а также цементно-песчаная и композитная черепица. Наибольшая доля кровельных материалов импортируется из Польши, Германии, Финляндии (черепица), а также  Китая (профнастил и фальцевая кровля).

Прогнозные ожидания игроков

По предварительным итогам 2021 года  потребление кровельных материалов вырастет на 6%, с последующим возвращением к допандемийной динамике и стабильному росту на уровне 2% в 2022-2023 гг. Прогнозные значения будет определять в первую очередь ситуация в строительной сфере, а также  изменения доходов населения.

Основной спрос, по-прежнему, будет сконцентрирован в сегменте рулонных кровельных покрытий для многоэтажного строительства и металлической кровли для индивидуального строительства. Продолжит терять популярность кровля из шифера, а доля ондулина, напротив, расти, так как данный материал прост в монтаже и имеет широкую ассортиментную линейку.