Почему продовольственное эмбарго не является выгодным для потребителей?

Овощи и фрукты 16 сентября 2016
Автор статьи: IndexBox

продовольственное эмбарго

Фото: © Stasique / Bigstockphoto

«Контрсанкции» привели к росту цен и ухудшению качества потребляемых продуктов.

В августе исполнилось ровно два года с момента внедрения Россией продовольственного эмбарго в отношении США, ЕС и ряда других развитых стран. Уже сразу после его ввода многие эксперты предупреждали, что, среди прочего, оно приведет к росту цен и ухудшению набора потребляемых продуктов.

В действительности так и произошло. Как показали данные доклада Аналитического центра при правительстве, опубликованного минувшим летом, за 2015 год в структуре стоимости минимального набора продуктов питания выросла доля хлеба, круп и макаронных изделий (с 22,2% до 23,1%) и при этом снизилась доля фруктов и овощей (с 20,6% до 16,8%). Станьте победителем вместе с казино Чемпион! 5 крутых приветственный бонусов до 280% и cashback до 20% помогут вам добиться успеха! Доля же продуктов питания в потребительской корзине к концу прошлого года достигла 38% - это намного превышает уровень, характерный для развитых (15-20%) и некоторых развивающихся стран, к примеру, Бразилии (17,8%).

В условиях эмбарго остроту приобрела проблема качества молочной продукции. Так, согласно данным Россельхознадзора, в октябре 2015 года в разных регионах России от 50% до 78% сыра являлось фальсификатом, который на самом деле был растительным жиром. Другой проблемой стал двузначный рост цен: за 2015 год цены на сливочное масло выросли на 11%, на сухое молоко - на 20%, на говядину - на 16%, на мороженую рыбу - на 24%, на яблоки - на 14%. Примечательно, что цены росли и на те товары, которые не подпали под эмбарго - на хлеб (на 13,2%), макаронные изделия (на 19,5%), подсолнечное масло (на 37,2%) и сахар-песок (на 12,9%). Самый большой прирост показали цены на яйца: достигнув минимума в августе (49 руб. за 10 шт.), к декабрю они выросли в стоимости до 65 руб., превысив тем самым рекорд февраля (64 руб. за 10 шт.).

Из-за эмбарго для потребителей автоматически стал недоступен ряд качественных зарубежных товаров. Именно с этим было связано обвальное падение импорта по целому ряду категорий продуктов: так, в 2015 году ввоз свежей и охлажденной рыбы сократился на 66%, мяса птицы - на 44%, сливочного масла - на 38%, сыров и творога - на 37%, замороженной говядины - на 37%. Из-за девальвации рубля импорт этих продуктов в любом случае бы снизился, однако при отсутствии эмбарго его скоращение оказалось бы меньшим.

При этом рост цен был бы не столь значительным. Свидетельство тому - соседняя Белоруссия, где за 2015 год курс национальной валюты к доллару снизился на 56%. Однако при этом в декабре 2015 года цены на говядину в Белоруссии оказались на 19% ниже, чем в России, на свинину - на 15%, на мясо кур - на 11%, на яблоки - на 38%, на молоко - на 24%. Ничем иным, кроме как негативным влиянием эмбарго, ограничившего конкуренцию на продовольственном рынке России, такую разницу объяснить нельзя.

В целом, оправданными оказались опасения тех экспертов, которые полагали, что эмбарго приведет к росту цен и снижению качества потребляемых продуктов. В этой связи, как полагают эксперты IndexBox, правительству следует учитывать, что следствием внешнеторговых ограничений может оказаться не только замещение импорта, но и ухудшение положения потребителей.


Рекомендации

Рынок свежих овощей. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19 Рынок свежих овощей. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19

79 900 руб.

Рынок замороженных овощей и грибов. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19 Рынок замороженных овощей и грибов. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19

39 900 руб.

Рынок консервированных фруктов. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19 Рынок консервированных фруктов. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19

39 900 руб.

Рынок замороженных овощей, ягод и фруктов. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19 Рынок замороженных овощей, ягод и фруктов. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19

39 900 руб.

Рынок тепличных овощей. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19 Рынок тепличных овощей. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19

79 900 руб.

Рынок консервированных овощей (овощной консервации). Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19 Рынок консервированных овощей (овощной консервации). Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19

39 900 руб.

Рынок сухофруктов и орехов сушеных. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19 Рынок сухофруктов и орехов сушеных. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19

39 900 руб.

Рынок плодово-ягодной продукции. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19 Рынок плодово-ягодной продукции. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19

79 900 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке замороженных овощей - Влияние COVID-19

32 000 руб.

Рынок фруктов и ягод замороженных. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19 Рынок фруктов и ягод замороженных. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19

39 900 руб.