Рост объемов потребления на российском рынке санитарно-керамических изделий составил 0,2% в 2017 г.
Сантехника и керамика 9 июля 2018Ухудшение макроэкономической обстановки в 2014 году негативно повлияло как на объем предложения (-12% относительно 2013 г.), так и на производство на рынке санитарно-керамических изделий в России. В условиях снижения реальных доходов населения произошли структурные изменения в спросе: к этому периоду участники рынка относят рост популярности сегмента «эконом», в котором работает большая часть российских производителей. В 2015 году падение рынка замедлилось, составив чуть более 3% (до 13,7 млн шт). В 2016 году спад объемов рынка сменился на рост (+4% г/г), объем рынка достиг 14,2 млн шт.
По данным исследования Индексбокс Маркетинг, в 2017 году в объеме потребления наблюдался незначительный рост (+0,2% г/г). Итоги года характеризуются общим восстановительным трендом, однако невысокие темпы роста спроса на санкерамику обусловлены, главным образом, недостаточным ростом доходов населения и объемов строительства. В свою очередь, наметившийся рост потребительской активности на рынке обусловлен некоторой стабилизацией экономической обстановки в стране, положительным трендом в улучшении благосостояния населения, а также уверенным ростом инвестиций в строительный сектор.
Объем и динамика российского рынка санитарно-керамических изделий
Российский рынок санитарно-керамических изделий активно развивался до 2013 года. В 2014 году объемы потребления снизились на 11,5%. Наибольший спрос на данную продукцию формирует население, однако с начала 2014 года спрос начал падать, что было обусловлено сочетанием сразу нескольких факторов:
• снижением платежеспособного спроса (отсутствием свободных средств на ремонт жилья);
• структурными изменениями в сторону продукции низкого ценового сегмента, в т.ч. российской;
• колебаниями курсов валют.
В 2016 году на фоне повышения деловой активности и оживления строительной отрасли спад рынка сменился постепенным восстановлением положительных показателей (+3,8% к уровню предыдущего года) до 14,2 млн шт. По итогам 2017 года объем рынка показал относительную стабильность и остался на уровне предыдущего года (+0,2% г/г).
В среднесрочной перспективе ожидается рост спроса на санитарно-керамические изделия, обусловленный увеличением реальных доходов населения и возвращением отложенного спроса со стороны потребителей, а также вводом нового жилья и инвестициями в сектор строительства.
Объем видимого потребления на рынке санитарно-керамических изделий в 2013-2017 гг. и прогноз на 2018-2025 гг., млн шт. (в рамках базового сценария развития)

Структура рынка санитарно-керамических изделий: производство, экспорт, импорт, потребление
В 2016 году доля отечественной продукции на внутреннем рынке выросла до 87% в натуральном выражении. Рост российского производства связан с удорожанием импорта, что увеличивает конкурентоспособность отечественных предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. По итогам 2017 года доля отечественной продукции сохранилась примерно на том же уровне. Растущее производство замещает часть импортной продукции, при этом наблюдается положительная динамика экспорта (+52,8% в 2016 г. и +21,6% в 2017 году).
При улучшении социально-экономического состояния в стране в 2018-2025 гг. ожидается замедление темпов роста производства при сохранении положительной динамики, и увеличение объемов импорта. Несмотря на высокий спрос на импортную продукцию, вернуться к предкризисному объему поставок в ближайшей перспективе не удастся, что связано с замещением российской продукцией, особенно в среднем ценовом сегменте.
Динамика и структура рынка санитарно-керамических изделий в 2013-2017 гг. и прогноз до 2025 г., млн шт. (в рамках базового сценария развития)
Структура потребления по федеральным округам
Главным потребителем санитарно-керамических изделий в России является Центральный Федеральный округ (29,6% в 2017 году). Значительная доля в потреблении ЦФО обусловлена наибольшими в стране объемами строительства, а также большой численностью населения и высоким уровнем платежеспособного спроса, гавным образом со стороны Московского столичного региона. На втором месте расположен Приволжский федеральный округ с долей 19,1%. Далее по убыванию следуют Южный (12,1%), Северо-Западный (11,7%), Сибирский (10,2%), Уральский (9,8%), Северо-Кавказский (5,0%) и Дальневосточный (2,6%) ФО.
Потребление санитарно-керамических изделий по федеральным округам в 2013-2018(О) гг., в % от натурального выражения
Рынок санитарно-керамических изделий: Прогноз развития
Ожидается, что в среднесрочной перспективе указанные тенденции сохранятся -среднегодовой прирост потребления ожидается на уровне 1,7%, соответственно к 2025 году рынок вырастет до 16,4 млн шт (+ 15% к уровню 2017 года).
Источник: Рынок санитарно-керамических изделий. Маркетинговое исследование