Какие цветы учителя принесут домой со школьной линейки?
Растениеводство 1 сентября 2013
Канун 1 сентября – один из «золотоносных» периодов в непростой жизни цветочников. Высокий спрос на цветы в качестве подарка для учителей, кажется, будет актуален всегда – редкий школьник обходится без праздничного букета в первый учебный день года. Какие цветы являются самым популярным подарком, и настолько ли стабильно предложение на рынке свежесрезанных цветов?
Не секрет, что на рынке свежесрезанных цветов жестко правит сезонность,
причем привязанная к определенным датам. Весной основной объем выручки
участников рынка приходится на праздничные дни: 8 Марта и 9 мая. За последние
годы также выросло значение пришедшего с Запада праздника всех влюбленных – 14
февраля, который вызывает ажиотаж на цветы. Летом на рынке можно наблюдать
затишье, которое нарушает еще один пик – 1 сентября.
Так, и в текущем 2013 году на последней неделе августа тепличные
хозяйства и поставщики импортных цветов работали «в две смены» - упущенный
момент станет непростительной ошибкой. На последние 2 недели августа 2012 года пришлось
более 25% от совокупного объема оптовых продаж свежесрезанных цветов от
совокупного летнего периода. Более того, процент реализации в рознице в
праздничные даты возрастает и превышает 90%, по сравнению с повседневным
показателем в 45-50%. Таким образом, важность пиковых периодов в цветочном
бизнесе переоценить сложно.
Самым популярным цветком в подарок учителю на 1 сентября (в официальной торговле
свежесрезанными цветами) является роза. По данным исследования рынка цветов,
проведенного специалистами компании Индексбокс, в прошлом августе
на розы пришелся 51% от совокупного объема продаж свежесрезанными цветами.
Второй по популярности цветок – хризантемы (21%).
Впрочем, розы популярны всегда – спрос на них стабилен в течение всего
года, и в совокупном объеме потребления их доля растет. При этом, на рынке
присутствуют как импортные (преимущественно из Эквадора, Кении и Колумбии), так
и отечественные розы. По словам представителей тепличных хозяйств, розы,
выращенные в России, ничем не уступают по качеству импортным аналогам, и при
этом стоят дешевле. Следует отметить, что по себестоимости импортные и
российские цветы находятся на одном уровне, однако из-за рубежа завозятся в том
числе дорогие сорта роз, которые нельзя вырастить в тепличных условиях здесь. В
последние годы в России были реализованы крупные инвестиционные проекты по
выращиванию роз, что заметно отразилось на присутствии отечественных
производителей на рынке свежесрезанных роз: в 2012 году их доля выросла до 75%
(против 90% в 2010 году).
Возвращаясь к теме 1 сентября, нельзя не затронуть тему теневого
сегмента, который сложно поддается учету, но, несомненно, имеет значительный
объем. Речь идет о стихийно организованных населением развалах, единичных
торговцев букетами в оживленных местах, а также «витринах» гладиолусов, георгин
и хризантем у домов вдоль поселков. В преддверии 1 сентября теневой сегмент
рынка принимает особый размах ввиду климатических условий, и достигает до
40-50% в регионах.
Несмотря на то, что розы давно завоевали рынок свежесрезанных цветов,
актуальность их популярна и сегодня. Они являются универсальными цветами,
которые можно преподнести на любой праздник, а для разнообразия продавцы
прибегают к тематическим деталям: на 1 сентября в цветочных композициях
используются карандаши и линейки, на 14 февраля – бумажные сердечки, на 8 марта
– конфеты и бумажные бабочки. Модифицируется
также обертка – широкую популярность обретают сетки и бумага, в то время
как полиэтилен теряет позиции. Таким образом, розы остаются на вершине
цветочного рынка, меняется лишь повод и подача.