Усиление конкуренции на рынке корпусной мебели на фоне снижения курса российского рубля
Мебель и товары для дома 16 марта 2014На фоне безудержного роста единой европейской валюты у российских производителей корпусной мебели появляется шанс усилить позиции на рынке. Так ли это, попробуем разобраться.
Высокие темпы роста рынка корпусной мебели в 2011-2012 гг. сменились его сокращением в 2013 г. на 8% относительно 2012 г. Основное влияние на рынок в 2013 г. оказало замедление темпов роста российской экономики и реальных доходов населения. По итогам 2013 года были зафиксированы следующие показатели:
- Замедление темпов роста российской экономики до 1,4% в 2013 г., что на 2 п. п. ниже уровня 2012 г.;
- Замедление темпов роста реальных зарплат до 105,0% и как следствие сокращение роста розничного товарооборота в январе-ноябре 2013 г. до 3,9% против 6,5% в 2012 г.;
- Замедление темпов роста реальных доходов населения до 103,3%.
Согласно прогнозу Министерства Экономического развития, роста платежеспособного спроса не ожидается до 2016 г., что приведет к стагнации рынка в ближайшие годы. Осложняет ситуацию ухудшение ситуации в отрасли «Деревообработка», в которой в 2013 г. наблюдалось сокращение объемов производства, как в лесоперерабатывающей промышленности, так и в лесозаготовительной отрасли.
Таким образом, ожидается снижение рынка в 2014 г. на 1% и его стагнация в 2015 г. В 2016-2020 гг. объем предложения корпусной мебели будет постепенно восстанавливаться, опираясь на улучшение экономической ситуации в стране и рост платежеспособного спроса со стороны населения. Посетите игровой клуб Вулкан Платинум официальные развлечения
Ввиду сложившихся тенденций 2013 г., конкуренция на рынке корпусной мебели усилилась. Особенно среди российских производителей, которые держат в своих руках 81% рынка в натуральном выражении.
Таблица 1. Топ 10 производителей корпусной мебели. Их выручка в 2012 г., тыс. руб.
Компания | Регион | Выручка в 2012 г., тыс. руб. |
---|---|---|
ОАО МК «Шатура» | Московская область | 4872878 |
ООО «Мебельная фабрика Мария» | Саратовская область | 4481666 |
ООО «Мебельная компания «Лером» | Пензенская область | 2874127 |
ООО «Волгодонский комбинат древесных плит» | Ростовская область | 2524574 |
ЗАО «Боровичи - мебель» | Новгородская область | 2384199 |
ООО ПК «Ангстрем» | Воронежская область | 2106735 |
ООО «Алмаз» | Ростовская область | 2024884 |
ООО «Сведвуд Тихвин» | Ленинградская область | 1727424 |
ООО Мебельная компания «Катюша» | Брянская область | 1606289 |
ЗАО «Первая мебельная фабрика» | Санкт-Петербург | 1227577 |
Корпусная мебель российского производства, по мнению экспертов, сопоставима по качеству с продукцией иностранных производителей. Отечественные производители работают на зарубежном оборудовании с импортными тканями и фурнитурой. А с ведущими российскими фабриками уже давно работают прославленные иностранные специалисты в области промышленного дизайна. Кроме того, дорогая мебель крайне негативно «воспринимает» перевозки на дальние расстояния, что дает отечественному собрату дополнительное преимущество. Возникает вопрос: почему же настолько высока доля импортной корпусной мебели (19%) на рынке России в условиях полного преимущества российских производителей.
Использование зарубежного оборудования не позволяет снижать издержки и приводит к удорожанию продукции российского производства, усиливая ценовое преимущество иностранных производителей.
Не стоит забывать и о Белоруссии, которая имеет прямой доступ на российский рынок (центральную, самую емкую его часть) и перспективы к развитию лесоперерабатывающего комплекса. В последние годы белорусы провели модернизацию производства, научились делать качественную мебель и традиционно имеют преимущество в цене. Как следствие, импорт корпусной мебели из Белоруссии в г. 2012 г. составил 1,45 млн. шт., превысил показатели 2011 г. на 8,6%, по оценкам экспертов, за 2013 г. ввезли на 15% больше 2012 г.
Как отмечают эксперты Индексбокс, в сложившихся условиях не стоит рассчитывать, что появятся значительные конкурентные преимущества у российских производителей на фоне снижения курса российской валюты. Иностранная продукция высокого ценового сегмента будет держаться на рынке за счет бренда, а дешевая может быть легко заменена продукцией из Белоруссии.