Luxury держит удар Одежда, обувь и аксессуары 13 сентября 2009
Наталья Яценко, редактор отдела «Компании» «Эксперт Юг»
В статье «Luxury держит удар» («Эксперт Юг» №30-31 (69-70) ) приведены оценки компании IndexBox по рынку одежды, обуви и акссесуров класса люкс.
Рынок luxury в России характеризуется высокой степенью концентрации. На долю нескольких крупнейших дистрибьюторов по категориям «одежда», «обувь», «аксессуары» — Mercury, Bosco di Ciliegi, Crocus Group, Podium Fashion Group, Jamilco — приходится 84% оборота московского рынка и 57% — общероссийского. Остальное — доля местных игроков в своих регионах.
В последние два-три докризисных года российский рынок luxury ежегодно увеличивался на 15–20% благодаря росту реальных доходов населения и позитивной рыночной конъюнктуре и стал одним из самых быстрорастущих и перспективных. В мае этого года консалтинговая компания IndexBox Marketing & consulting провела инициативное исследование «Российский рынок одежды, обуви, аксессуаров класса luxury в период кризиса: 2009» и сделала неутешительный вывод: рынок не избежал негативного влияния экономического кризиса, и 2009 год будет для его игроков максимально трудным.
Наиболее болезненно отреагировал самый ёмкий сегмент рынка — одежда класса luxury. В феврале началась традиционная закупочная сессия в мировых столицах моды: Париже, Милане, Нью-Йорке. На фоне падения спроса на зарубежных рынках Россия воспринималась модными домами как постоянный и самый перспективный канал реализации. Однако и отечественные лидеры рынка в этот раз были вынуждены сократить бюджеты закупок на 20–40%.
По пессимистичным ожиданиям аналитиков компании IndexBox, снижение оборотов на рынке luxury в 2009 году может составить до 25–30%, по оптимистичным — около 7%. Последняя цифра совпадает с общемировой тенденцией, прогнозируемой международной консалтинговой компанией Bain&Company. Однако эти же мировые аналитики предполагают, что российский рынок всё же вырастет — правда, всего на 2–3%. Зато в следующие пять лет его ждёт рост на 20–35% ежегодно. В основе оптимистичной модели лежат предположения об особенностях потребительского поведения: обычно потребление товаров luxury в период кризиса не подвержено резкому спаду, существует некая инертность в потреблении и желание купить то, что было запланировано.
К постоянным покупателям luxury, по версии IndexBox Marketing & consulting, относятся люди с годовыми доходами выше 46 тысяч евро, у которых доля затрат на продукты питания в семье менее четверти. Они составляют более 80% всех потребителей верхних сегментов. Их численность в Москве не превышает 10% населения, а в России в целом — не более 7%. Эти потребители, уверены эксперты, сохраняют верность любимым брендам и не готовы снижать ставшее уже привычным качество жизни, хотя, безусловно, изменят структуру своей премиальной корзины.
В региональном разрезе российский рынок luxury весьма неоднороден. Более трёх четвертей потребления приходится на Москву и Петербург, к российским городам с большим объёмом потребления luxury аналитики относят Екатеринбург, Новосибирск и — с 2006 года —Ростов-на-Дону. До кризиса ростовский рынок, по некоторым оценкам, рос быстрее общероссийского — на 25–30% ежегодно против 15–20%. Любопытно, что именно ростовский рынок, по мнению крупных игроков, имеющих свои и франчайзинговые магазины в регионах России, демонстрирует наибольшую стабильность и во время кризиса.
Полная версия Исследования российского рынка одежды, обуви и аксессуаров класса люкс