Объем производства автобусов в России в октябре 2015 года сократился на 27% г/г
Автомобилестроение и комплектующие 9 декабря 2015Сокращение объемов производства автобусов в октябре стало закономерным продолжением затяжного падения, установившегося в 2013 году. Преодоление негативного тренда ожидать не приходится вплоть до конца года.
Российские предприятия показывают разнонаправленную динамику производства автобусов на протяжении последних 5 месяцев. Объем производства автобусов в октябре 2015 года в натуральном выражении сократился на 27% г/г.
Совокупное падение объемов производства за 10 месяцев 2015 года составило 14,5% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. По мнению аналитиков Индексбокс, сокращение объемов производства продукта вызвано уменьшением инвестиционного спроса, что стало прямым следствием сокращения инвестиций в основной капитал: за 9 месяцев 2015 года объем инвестиций упал на 5,6% г/г.
Объем производства автобусов в стоимостном выражении повторяет динамику производства в натуральном выражении, имея при этом менее выраженное падение. Так, согласно данным исследования, проведенного специалистами Индексбокс, в октябре объем производства в стоимостном выражении оказался ниже на 18% г/г. Колебания курса рубля не оказали влияния на себестоимость производства продукта, поэтому цены производителей в большой степени устойчивы, уровень цен менялся в пределах 1-2%.
Наибольший объем производства среди всех федеральных округов приходится на Приволжский федеральный округ: в 3 кв. 2015 года там было произведено 9413 автобусов, что составляет 94,5% от совокупного объема. На втором месте с долей 2,5% находится Центральный федеральный округ, на третьем месте - Уральский федеральный округ с долей 2,1%. В совокупности на данные федеральные округа приходится почти 99% от российского объема производства в 3 кв. 2015 года, в то время как в 1 кв. 2015 года на те же округа приходилось в совокупности 99,5%. Стабильное распределение долей в совокупном объеме производства показывает равномерное внутригодовое использование мощностей во всех федеральных округах.
По итогам 2015 года Минэкономразвития РФ ожидает сокращения объемов производства транспортных средств и оборудования на 18,7%. Указанной динамике будет способствовать, в том числе, сокращение инвестиций в основной капитал и реальных располагаемых доходов населения. Согласно прогнозам, до 2018 года для транспортных средств и оборудования будет характерна стабилизация объемов производства в отличие от значительного сокращения производства в 2015 году.
В сложившейся ситуации предполагается опережающее развитие производства автомобилей и сокращение доли импорта (поддерживаемое в том числе ослаблением курса рубля), необходимым условием которого является своевременное формирование механизмов поддержки и защиты отечественных автомобилестроительных предприятий, разработанных с учетом соответствующих норм и требований ВТО.
На развитие производства автомобильной техники в среднесрочной перспективе будет оказывать влияние реализация инвестиционных проектов по созданию новых конкурентоспособных производств и расширению действующих производственных мощностей (в том числе определенных в соответствующих программах инновационного развития ПАО "КАМАЗ" и ОАО "АВТОВАЗ"), которые позволят расширить производство ряда новых моделей автомобилей.
Повышение технологического потенциала автомобильной промышленности в среднесрочной перспективе будет способствовать увеличению производительности труда в данном секторе машиностроительного комплекса в 2018 году относительно уровня 2014 года более чем на 34%.
Источник: Маркетинговое исследование Индексбокс. Рынок автобусов.