Рынок бетононасосов в России: Последние тенденции
Автомобилестроение и комплектующие 4 декабря 2013В октябре 2013 г. компании Индексбокс удалось опросить большинство ведущих поставщиков и производителей бетононасосов. Результатом является инициативное исследование данного рынка. С некоторыми интересными выводами мы знакомим посетителей нашего сайта.
Бетононасосы - относительно новый для российского рынка товар. Они применяются там, где необходима непрерывная направленная подача бетонного раствора - преимущественно это высотное строительство по технологии монолитного бетона и процесс заливки фундаментов. Различают, так называемые, стационарные бетононасосы производительностью 25-80 м3/ч и автобетононасосы производительностью более 100 м3/ч, оснащенные специально мачтой. Они монтируются на шасси тяжелого грузового автомобиля.
Слабость отечественного производства
Объем выпуска бетононасосов обоих типов в России - 50 - 70 шт. в год. Согласно исследованию рынка бетононасосов, производство полностью сосредоточено на двух предприятиях: ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов» (Республика Башкортостан) и ООО «Рязанский машиностроительный завод «Строймаш-центр». По своим техническим характеристикам (длина стрелы, мощность, производительность), отечественная продукция существенно уступает зарубежной, поэтому мало составляет ей конкуренцию. В то же время, оба предприятия предлагают достаточно выгодную цену на стационарные бетононасосы и комплектующие к ним.
Количество импортеров растет в периоды экономического роста
Если в 2010 г. на долю лидеров рынка (PUTZMEISTER CONCRETE PUMPS GMBH, CIFA S.P.A, SANY HEAVY INDUSRY CO., ZOOMLION, ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов») приходилось 52%, то в 2011 г. их доля снизилась до 40%, а в 2012 г. составила 39%. Оставшийся рынок формируют разовые поставки из Южной Кореи и Китая, осуществляемые под конкретного заказчика.
Локализации иностранных компаний
Наиболее интересной из выявленных тенденций является локализация иностранных компаний на российском рынке. Дело в том, что с точки зрения таможенных органов производства бетононасосов в России не существует. В связи с этим, ввозная пошлина на стационарные бетононасосы и комплектующие для автобетононасосов равна нулю. В случае ввоза готового автобетононасоса он облагается 10%-ой пошлиной и 18%-м НДС.
С 2010 г. действует совместный проект Туймазинского завода и немецкого концерна Libher по сборке автобетононасосов с длиною стрелы более 34 м. на базе шасси «КАМАЗ». Тогда, судя данным таможенной статистики, был осуществлен пилотный выпуск 2 единиц такой техники.
С тех пор, число подобных проектов непрерывно растет. В 2011 г., наряду с Libher, автобетононасосы для монтажа на территории России завез итальянский концерн Cifa, в 2012 - немецкий Schwing Stetter. В текущем году пилотный проект в этом направлении осуществил южнокорейский производитель KCP HEAVY INDUSTRIES CO. в сотрудничестве с ООО «АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД «ЧАЙКА» (Нижегородская область). Вероятно, следует ожидать сохранения данной тенденции, наряду с ростом импорта деталей и комплектующих для ремонта.
Итоги года
В целом, в завершающемся году рынок стагнировал. Как следствие его структура в разрезе компаний-производителей приблизилась к картине 2010 г. Вновь возросла доля серьезных брендов, обладающих репутацией и стабильной клиентской базой, в то время как объем дешевого импорта временно пошел на спад.
На наш взгляд, в ближайшие 2-3 года спрос на бетононасосы несколько сократится, что связанно с высвобождением большого числа спецтехники после завершения подготовки к зимней Олимпиаде 2014 г. в Сочи. Однако данный рынок пока ещё очень далек от насыщения. По этой причине вероятен его рост с темпами 3-4% в год. Кто окажется в выигрыше в ходе дальнейшем конкурентной борьбы между азиатскими и европейскими производителями покажет время.