Российское производство подшипников попало в тиски
Автомобилестроение и комплектующие 29 мая 2014Российский рынок подшипников, в настоящее время, находится в состоянии рецессии: в 2013 году рынок упал на 15% и в 2014 году признаков роста не наблюдается. Спад в машиностроительном секторе привел к снижению спроса на все виды комплектующих, в том числе и на подшипники. Как это повлияет на производителей подшипников?
В России крупных производителей подшипников не так много: подшипники качения производят: заводы группы "ЕПК", ЗАО "Вологодский подшипниковый завод", "ОАО "10-ГПЗ", ОАО "Самарский подшипниковый завод". На подшипниках скольжения специализируются ООО "Дайдо Металл Русь", ОАО "Завод подшипников скольжения" и ЗАО "Димитровградский завод вкладышей" На сайте freespinsinfo.ru собраны только актуальные бездепозитные бонусы . По данным исследования рынка подшипников, проведенного компанией Индексбокс, доля импортной продукции на рынке в 2013 году составила 50,5%. Около 40% импорта по количеству изделий поставляется из Китая, по суммарной стоимости лидируют такие компании как Timken (США), NSK (Япония), Schaeffler (Германия) и SKF (Швеция).
С приходом на российский рынок крупных мировых производителей легковых и грузовых автомобилей обострилась конкуренция. Стал актуальным вопрос обеспечения комплектующими. Иностранные холдинги зачастую импортируют свои комплектующие из специализированных дивизионов.
В результате, российские производители подшипников проигрывают дважды, теряя как часть рынков сбыта в пользу иностранного лобби, так и теряя объемы заказов, из-за снижения производства на российских сборочных предприятиях.
Жесткая конкуренция вынуждает российских производителей подшипников снижать цены на отгружаемую продукцию до минимума, что негативно сказывается на финансовой устойчивости предприятий и ограничивает их инвестиции в основной капитал. Особенно это касается компаний, ориентированных на наиболее массовую продукцию.
Однако с другой стороны российские производители подшипников "подпираются" растущей себестоимостью собственной продукции. Растут цены на энергоносители и тарифы на электроэнергию (с июля 2013 года тариф был проиндексирован на 15% и в дальнейшем будет индексироваться по уровню инфляции), на исходные материалы (в основном сталь). Снижение спроса на подшипники со стороны отечественной тракторной и автомобильной промышленности завершает картину.
Замедление российской экономики в 2013 году (прирост ВВП 1,3%) и весьма сдержанные перспективы восстановления ее роста в ближайшие годы не позволяют надеяться на то, что российское машиностроение сможет быстро оправиться после затянувшегося периода недостаточного инвестирования и низкого спроса. Одним из следствий "нового экономического кризиса" стало ужесточение кредитной политики банков, что привело к росту кредиторской задолженности предприятий, а также повышение налоговых сборов.
В качестве постоянно существующей угрозы для российских производителей подшипников в массовом сегменте присутствуют демпингующие производители Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Индия, Малайзия и др.).
Однако пока "утрясается" гражданское машиностроение, машиностроение военное не стоит на месте. Масштабное перевооружение российской армии до 2020 года предполагает выделение огромных бюджетных отчислений (до 20 трлн. рублей). Так, объем гособоронзаказа в 2013 году составил 1,3 трлн. руб., а в 2014 году вырастет до 1,5 трлн. руб. Для сборочных предприятий, ориентированных на "оборонку", это означает стабильный платежеспособный спрос на ближайшие годы, а, следовательно, и спрос этих предприятий на специализированные подшипники.
В то же время ОАО "ЕПК" и The Timken Company договорились о создании совместного предприятия полного цикла и сбытовой структуры ("EPK-Timken Bearing Company") для выпуска крупногабаритных промышленных подшипников, используемых, в том числе для железнодорожных вагонов. Начало строительства запланировано на 2015 год, а окончание планируется через 2-3 года после начала работ.
Таким образом, российские производители подшипников, приспосабливаясь к непростой рыночной ситуации, реализуют несколько стратегий выживания:
- Ориентация и тесное взаимодействие с ключевыми потребителями
- Участие в обслуживании гособоронзаказа
- Совместные предприятия с крупными иностранными холдингами