Что ожидает рынок синтетических каучуков: пауза роста или рост после паузы?
Резиновые изделия 16 сентября 2013Рынок синтетических каучуков в последние годы напоминал "американские горки" - энергичный рост чередовался с глубокими падениями. По итогам первого полугодия 2013 года потребление на рынке снизилось на 7%. Что определило негативную динамику рынка, и чего следует ожидать в ближайшие годы?
Синтетический каучук является промежуточным звеном в технологической цепочке от исходного сырья (бутадиена) до готовых шин и резинотехнических изделий. Его основными потребителями являются производители шин, в свою очередь, ориентированные на автомобильное производство.
Рынок синтетических каучуков чувствителен к изменениям в мировой экономике - колебания спроса и предложения, а также колебания цен, передаются «эхом» по всей цепочке от поставщика сырья до автопроизводителя, и в обратном направлении.
Продажи автомобилей в 2012 году в России показали рекордный рост (111%), достигнув отметки в 293,5 тыс. штук. Однако, уже во втором полугодии 2012 года продажи автомобилей замедлились, а в первом полугодии 2013 года положительная динамика и вовсе сошла на «нет»: было реализовано всего 92% от объема продаж 2012 года. Согласно исследованию, проведенному компанией Индексбокс, рынок синтетических каучуков, повторяя динамику авторынка, после прироста на 5% в 2012 году, в первом полугодии 2013 года показал падение на 7%, относительно аналогичного периода 2012 года.
На российский автомобильный рынок повлияла ситуация, сложившаяся в российской экономике: во втором полугодии 2012 года темпы роста стали замедляться, а в первой половине 2013 года промышленное производство показало нулевой рост. Население в этом периоде стало больше сберегать и переносить расходы, не связанные с покупками первой необходимости, на будущее. Сократились программы потребительского кредитования. Этим и был обусловлен обвал продаж автомобилей в конце 2012 года и в первом полугодии 2013 года, что в итоге сказалось и на рынке синтетических каучуков.
Сырьевой фактор также сыграл существенную роль в первом полугодии 2012 года - в результате аварии на буденновском «Ставролене» российские производители синтетического каучука столкнулись с дефицитом сырья. Когда поставки сырья были восстановлены, возможность была уже упущена: к тому времени в России и в мире начался спад в автомобильной промышленности, в результате которого упал спрос на синтетические каучуки, а перепроизводство сырья, в итоге, «обвалило» цены на рынке каучука. Таким образом, рынок синтетических каучуков в 2012 году, под воздействием сырьевого фактора, не реализовал полностью свой потенциал. Рынок вырос на 5% с «низкой базы» 2011 года, но, по отношению к 2010 году, окончательно не восстановился.
Несмотря на негативные тенденции последних лет, производители синтетических каучуков смотрят на ситуацию с оптимизмом.
Во-первых, вторичное потребление шин, для растущего с каждым годом автопарка, поддерживает стабильный спрос на синтетические каучуки.
Во-вторых, с 1 июля 2013 года, согласно поручению Дмитрия Медведева, была возобновлена программа льготного автокредитования. Предыдущая программа действовала до конца 2011 года с паузой в 2012 году. Эта мера, безусловно, окажет положительное влияние на продажи легковых автомобилей, что, в конечном счете, простимулирует и спрос на синтетические каучуки.