Почему Польша стала самой быстрорастущей постсоциалистической экономикой?

Инвестиции 23 октября 2016
Автор статьи: IndexBox

Фото: © Pontuse/ Bigstockphoto

Залогом успеха страны стала последовательность рыночных реформ.

Одной из европейских стран, наименее болезненно переживших глобальный кризис, стала Польша. В отличие от Великобритании, Германии и Франции, Польша в 2008-2009 гг. не испытала спада ВВП (таблица 1). Если средние по ЕС темпы экономического роста в 2008-2015 гг. составляли 0,4% в год, то в Польше - 3,2% в год.

Польшу также можно назвать наиболее успешной постсоциалистической экономикой, считают аналитики Индексбокс. В сравнении с 2013 годом ВВП на душу населения в Польше более чем в два раза превышал уровень 1989 года, тогда как в Чехии - лишь в полтора, а в России - чуть более чем на 10%.

Фундамент успеха Польши был заложен в ходе рыночных реформ, которые в 1990-е проводили практически все страны бывшего социалистического лагеря. Ключевыми составляющими преобразований стали либерализация цен, подавление инфляции и проведение приватизации, констатируют аналитики Индексбокс. Как показал пример позднего СССР, наиболее болезненным с политической точки зрения был переход к свободному ценообразованию.

Фиксированная стоимость основных товаров и услуг была частью пакта между обществом и членами коммунистической элиты. Подтверждение тому - манифестации, прошедшие в Польше на заре 1980-х, в ходе которых Войцех Ярузельский ввел в стране чрезвычайное положение: одними из главных требований протестующих являлись тогда улучшение ситуации с продовольственным обеспечением и сдерживание роста цен. Выполнить это требование было невозможно, поскольку решить проблему дефицита могла только полная отмена регулирования цен.

Первой этот шаг предприняла все та же Польша, причем сделало это последнее коммунистическое правительство, что несколько облегчило работу Кабинета Мазовецкого-Бальцеровича. Иная ситуация была в России, где в результате отказа союзных властей от реальных, а не имитационных реформ возникла угроза коллапса системы продовольственного обеспечения крупнейших городов, в результате чего проблемой № 1 зимой 1991-1992 гг. была ситуация с поставками зерна в административные центры краев и областей.

Отпуск цен практически во всех странах приводил к резкому скачку инфляции, вызванному ликвидацией избыточного денежного навеса. Исключение составила лишь Венгрия, где уровень макроэкономической разбалансировки был гораздо ниже, чем у ее соседей по региону. В Польше же и, тем более, в России наблюдались трехзначные показатели инфляции, что связано было с безответственностью бюджетной и денежной политики поздних коммунистических правительств.

Приватизация

Наиболее сложной, с организационной точки зрения, реформой являлась приватизация. В ситуации, при которой практически вся собственность находилась в руках государства, задача нахождения способа ее упорядоченного перехода в частные руки не могла быть тривиальной. И действительно, одно дело - проводить приватизацию в стране, где есть стабильно функционирующая политико-правовая система и устоявшиеся правила игры, и совсем иное дело - реализовывать ее в условиях краха государственных институтов и масштабной финансовой нестабильности. С другой стороны, относительно легко организовать поштучную продажу тех или иных активов, однако провести массовую приватизацию за деньги невозможно.

Нельзя также забывать, что уже в эпоху позднего СССР в стране началась номенклатурная приватизация: руководители заводов и предприятий получили возможность завладеть подведомственным им имуществом, оставаясь при этом наемными менеджерами государства, получающими субсидии из бюджета. Поэтому с началом радикальных реформ необходимо было как можно скорее ввести процесс приватизации в упорядоченное русло, при котором факт реального владения собственностью совпадал бы с фактом юридическим. Это, в свою очередь, позволило переложить ответственность за работу заводов и предприятий с государства на частный сектор и сократить расходы на поддержку экономики, что было важно в условиях ограниченности бюджетных ресурсов.

Невозможность китайского пути

Одним из болезненных последствий реформ был глубокий спад ВВП, наблюдавшийся в подавляющем большинстве стран бывшего социалистического лагеря. Исключением здесь стал только Китай, начавший реформы еще в конце 1970-х и вставший на путь экономического роста сразу после начала преобразований. КНР на рубеже 1980-х являлась аграрной страной, только начинавшей вставать на путь урбанизации: благодаря этому в созданный практически с нуля промышленный сектор устремились миллионы сельских жителей. В России и странах Восточной Европы, закончивших урбанизацию к началу 1990-х, экономика вышла на траекторию устойчивого роста только после того, как был завершен переход работников из старых промышленных отраслей в динамично развивавшуюся сферу услуг.

В Польше, Чехии и Венгрии это произошло на третий-четвертый год реформ, в России, Казахстане и на Украине - на восьмой-девятый. Более позднее начало экономического роста объясняется не только большей последовательностью преобразований в странах ЦВЕ, но и наличием значительно более глубоких диспропорций в экономиках бывших союзных республик. Форсированная индустриализация, основанная на эксплуатации рабского труда насильно согнанных с земли крестьян, привела к тому, что Россия, бывшая перед Первой мировой войной одним из ведущих экспортеров зерна, стала крупнейшим его импортером; создать же конкурентоспособную промышленность в условиях закрытой от внешнего мира экономики не удалось. Неудивительно, что для выхода из этого тупика потребовалось почти целое десятилетие.

Выводы

Всем постсоциалистическим экономикам удалось к концу 1990-х годов преодолеть спад, однако при этом далеко не каждая страна сумела выйти на дореформенный уровень душевого ВВП. Среди главных неудачников двадцатилетнего транзита - Украина, свидетельством чему является массовая эмиграция ее граждан в Россию и страны ЕС. Наиболее же успешной переходной экономикой стала Польша, которая, как уже отмечалось выше, добилась более чем двукратного прироста показателя ВВП на душу населения. Первокирпичиком ее успеха стало то, что Бальцерович смог осуществить широкомасштабную либерализацию цен и при этом не дать экономике скатиться в пучину инфляционного кризиса. К сожалению, в России этого сделать не удалось.


Рекомендации