Рынок туалетной бумаги в России: В кризис производство продолжает расти
Целлюлоза и бумага 2 марта 2016По итогам 2015 г. динамика производства туалетной бумаги была положительной. Прирост год к году составил 7,2%. Январь 2016 г. ознаменовался спадом, однако выводы делать пока рано.
В 2016 г. российские предприятия показывают неустойчивую повышательную динамику производства туалетной бумаги. Согласно исследованию рынка туалетной бумаги, индекс производства к предыдущему месяцу был отрицательным на протяжении 6 месяцев из 12. В целом по итогам года объем производства вырос на 7,2%.
Специалисты Индексбокс отмечают, что потребление туалетной бумаги в России непрерывно растет на протяжении последних 10 лет. Это отражает долгосрочный тренд роста уровня жизни и изменения стандартов потребления. При этом в последние годы предприятия, зарегистрированные в России, успешно справились с задачей замещения импорта наиболее качественной бумаги. На долгосрочный характер изменения спроса указывает отсутствие спада производства, не смотря на сокращение реальных доходов населения (-4% по итогам 2015 г.) и переход к сберегающей модели потребления. Вместе с тем, поддержку отечественным производителям оказало и подорожание импорта.
Рынок туалетной бумаги в России в 2015, 2016: динамика производства
Объем производства туалетной бумаги в стоимостном выражении повторяет динамику производства в натуральном выражении, имея при этом более выраженный рост. Так, за январь-декабрь 2015 года объем производства в стоимостном выражении оказался на 33,2% выше г/г. Согласно данным исследования, проведенного специалистами компании Индексбокс, себестоимость производства туалетной бумаги выросла из-за роста тарифов естественных монополий и цены макулатуры и целлюлозы на внутреннем рынке.
Объем производства туалетной бумаги в России
В числе важнейших представителей рынка туалетной бумаги можно выделить: ОАО "СЫКТЫВКАР ТИССЬЮ ГРУП" из Коми, ООО «ЭсСиЭй Хайджин продактс Раша» из Тульской области и ООО «Кимберли-Кларк» из Московской области. А так же ЗАОр «НП НЧ КБК им. Титова» (Татарстан) и ОАО «Сясьский ЦБК» из Ленобласти. Все эти предприятия являются значимыми производителями туалетной бумаги.
Рынок туалетной бумаги в России: география производства
Наибольший объем производства среди всех федеральных округов приходится на Северо-Западный федеральный округ: в 4 кв. 2015 года там было произведено 313,3 млн. рулонов, что составляет 34,5% от совокупного объема. На втором месте с долей 24,9% находится Центральный федеральный округ, на третьем месте - Приволжский федеральный округ с долей 23,5%. В совокупности на данные федеральные округа приходится 82,9% от российского объема производства в 3 кв. 2015 года, в то время как в 1 кв. 2015 года на те же округа приходилось в совокупности 81,4%. Стабильное распределение долей в совокупном объеме производства показывает равномерное внутригодовое использование мощностей во всех федеральных округах.
Прогноз развития отечественного рынка туалетной бумаги
В среднесрочной перспективе ожидается умеренная динамика развития лесопромышленного комплекса. Объем производства древесины и продуктов её переработки, обусловлен сложившимся внутренним и внешним спросом. По оценкам Министерства Экономического Развития, отечественная продукция этой группы отраслей, в целом, уступает зарубежным аналогам ввиду устаревших, небезопасных для окружающей среды технологий, а также высокого уровня морального и физического износа основных фондов. В России, чаще всего, не выдерживаются стандарты качества, увеличена ресурсоемкость и энергоемкость производства. Вместе с тем, согласно оценкам Индексбокс, объем производства туалетной бумаги продолжит свой рост, хотя, возможно, более медленными темпами.
Лесная отрасль характеризуется нехваткой мощностей по производству продукции глубокой переработки. На действующих предприятиях резервы этих мощностей практически исчерпаны. Вместе с тем, кардинального изменения ситуации эксперты пока не ожидают. По данным того же МЭР, объем инвестиций в обработку древесины и производство изделий из дерева в 2018 году должен составить порядка 111,5% к уровню 2014 года. А объем инвестиций в целлюлозно-бумажное производство только 93,6%.
Большая инвестиционная привлекательность обработки древесины обусловлена недофинансированием этой отрасли в 2009 - 2010 годах, а также крайне высокими рисками реализации проектов ЦБП.
Источник: Маркетинговое исследование. Рынок туалетной бумаги