С чем связан обвал капитализации «Газпрома»?
Нефтяной газ и газообразные углеводороды 25 сентября 2016Фото: © wasja / Bigstockphoto
Причина снижения стоимости акций монополии - фронтальный спад продаж из-за негибкой ценовой политики.
В последние десять лет «Газпром» пережил обвальное падение капитализации. Если в апреле 2006 года по совокупной стоимости акций ($257,7 млрд) газовая монополия уступала лишь ExxonMobil ($390 млрд), General Electric ($354 млрд) и Microsoft ($280 млрд), то к апрелю 2016-го она по этому показателю ($51,5 млрд) не только опустилась во вторую сотню наиболее дорогих в мире компаний, но и уступила «Роснефти» ($51,7 млрд).
По мнению экспертов Индексбокс, ключевой причиной падения капитализации стало снижение продаж газа на основных рынках: за 2008-2015 гг. поставки «Газпрома» в дальнем зарубежье сократились на одну пятую (со 184,4 млрд до 144,7 млрд куб. м), в республиках бывшего СССР - более чем вдвое (с 96,5 млрд до 40,7 млрд куб. м), а в России - почти на треть (с 287 млрд до 205 млрд куб. м). Спад экспортных и внутренних поставок связан с жесткостью ценовой политики газовой монополии. В Европе компания слишком долго держалась за устаревшие и невыгодные потребителям контракты take-or-pay. В СНГ она без устали вела ценовые войны, в результате чего от ее услуг прошлой зимой отказалась Украина, хотя еще десять лет назад это бы показалось фантастикой (в 2006 году республика закупила у «Газпрома» 59 млрд куб. м газа). В России же «Газпром» с конца 2000-х повышал цены, исходя из привязки к их уровню в странах Западной Европы.
Как результат, в борьбе за потребителей «Газпром» стал проигрывать конкурентам: на зарубежных рынках - норвежской Statoil и поставщикам СПГ из стран Ближнего Востока, а в России - «Новатэку» и добывающим газ нефтяным компаниям (в первую очередь, «Роснефти»). Преодолеть спад продаж можно только за счет изменения ценовой политики: компания должна научиться продавать газ на выгодных для потребителей условиях. Однако это не произойдет до тех пор, пока в «Газпроме» будет сохраняться инертность мышления, проявляющаяся, в том числе, в кадровой политике. Об этой инертности ярко говорит то, что в 1997-2015 гг. начальником Департамента экономической экспертизы и ценообразования «Газпрома» была Елена Карпель, которая в 1988-1991 гг. возглавляла отдел цен Госкомцен СССР.
В этой связи неудивительно, что газовая монополия де-факто представляет собой советское отраслевое министерство. Как полагают эксперты Индексбокс, превратить его в конкурентоспособную компанию можно только за счет методов демонополизации и приватизации. Реформа «Газпрома» обсуждается в экспертных кругах еще с начала 2000-х. Её контуры были прописаны в «Программе социально-экономического развития РФ на 2002-2004 гг.», однако она так и осталась на бумаге. Нынешний кризис «Газпрома» - подходящий повод, чтобы вернуться к вопросу его реструктуризации.