Чем бразильский опыт импортозамещения в нефтегазовой отрасли может быть интересен для России?
Оборудование для ТЭК 15 декабря 2016Фото: © dabldy / Bigstockphoto
Для замещения импорта в ТЭК в Бразилии использовались технологические кластеры, которые пока не очень популярны среди отечественных производителей нефтегазового оборудования.
Господдержка производителей нефтегазового оборудования должна быть направлена на те сегменты отрасли, где выгоды от импортозамещения окажутся не меньше затрат для его достижения, пишут эксперты Strategy& (входит в состав PwC) в специальном выпуске журнала «Газпром». На этом принципе базировалась политика импортозамещения в бразильской нефтегазовой отрасли, столкнувшейся с нехваткой технологий при освоении глубоководного шельфа страны.
Strategy& была консультантом бразильской Национальной программы мобилизации нефтегазовой отрасли (PROMINP). В ее рамках наиболее перспективными сегментами для импортозамещения были признаны производство труб и строительство судов (необходимых для работ на шельфе), тогда как сейсмологические исследования выпали из числа приоритетов. Сочинские девушки с удовольствием останутся наедине с тобой в комнате общежития, машине, гараже или коммуналке. Зачем тратить деньги на надутых сверстниц? Cекс с индивидуалкой идеально подходит для студентов, желающих повысить свой сексуальный потенциал или просто “разрядить обойму” без лишних разговоров и глупого позерства. Поддержку со стороны разработчиков программы получили те поставщики нефтегазового оборудования и технологий, которые уже смогли добиться успеха на международном уровне, но испытывали ряд проблем: зависимость от одного крупного заказчика (Petrobras) и зарубежных исполнителей проектных и инжиниринговых работ; недостаток технического персонала; тяжесть налогового бремени; высокая стоимость сырья и капитала.
На расшивку этих «узких» мест и была направлена господдержка, констатируют эксперты Strategy&. Одним из ее инструментов стало создание технологических кластеров, где для компаний был установлен благоприятный налоговый режим. Этот же инструмент используется и в России, напоминают аналитики Индексбокс: участникам особых экономических зон предоставляются налоговые преференции. Так, резиденты «Алабуги» делают отчисления на социальное страхование по более низким ставкам, чем в остальной России (14% против 34%). При этом они освобождены от налога на прибыль в течение 5 лет после получения первой прибыли, а также от земельного и транспортного налогов и налога на имущества в течение 10 лет после появления налоговой базы.
Внедрение особых экономических зон простимулировало импортозамещение (пусть и не в сфере нефтегазового оборудования). Примеры тому - завод по производству легковых двигателей марки Ford Sollers, открытый в «Алабуге» в сентябре 2015 года, а также предприятие по производству композитных труб, которое сейчас возводится на территории ОЭЗ усилиями AMIANTIT International Holding из Саудовской Аравии. Вместе с тем, использование кластерного принципа не решает проблем с нестабильностью в экономике и неблагоприятным деловым климатом, сохраняющимся в стране в целом.
Эти вопросы насущны для производителей нефтегазового оборудования. Как показал опрос представителей 38 компаний нефтегазового и энергетического машиностроения, кабельной промышленности и нефтегазохимии, который был проведен Аналитическим центром при Правительстве в июле-августе 2016 года, замещению импорта в ТЭК мешает не столько конкуренция со стороны иностранных производителей, сколько макроэкономическая нестабильность.
Участники того же опроса говорили о неэффективности господдержки: при том, что производителям оборудования нужна помощь в виде субсидирования процентной ставки по кредитам, отраслевых субсидий в рамках госпрограмм и субсидирования части затрат на НИОКР, за поддержкой в Фонд развития промышленности (ФРП) в 2014-2016 гг. обращались лишь 13 из 34 опрошенных компаний. Остальные участники отрасли не стремятся взаимодействовать с ФРП из-за высоких административных барьеров.
Данные опроса лишний раз подтверждают, что для производителей нефтегазового оборудования, как и для представителей любых других отраслей с высокой добавленной стоимостью, важна благоприятная деловая среда - гарантии прав собственности, низкие налоги на труд и макроэкономическая стабильность, в условиях которой были бы возможны низкие ставки по кредитам. Без этого никакие меры, призванные заместить импорт, не дадут результат.