Российский рынок дорожных катков показывает восстановительную динамику
Строительная техника и инструмент 28 мая 2018Российский рынок дорожных катков в настоящий момент показывает восстановительную динамику после значительного падения в 2015 году, обусловленного сокращением строительно-ремонтных работ из-за нестабильной экономической обстановки в стране. По данным исследования Индексбокс Маркетинг, по итогам 2017 года объем видимого потребления данного вида спецтехники составил 1308 шт., что на 50% выше уровня предыдущего года.
Примерно на 91% рынок дорожных катков состоит из импортной продукции, однако по итогам 2017 года был отмечен довольно существенный рост объемов российского производства катков, связанный, в первую очередь, с возобновлением выпуска техники крупнейшим российским производителем дорожных катков ОАО «Раскат».
Объем и динамика российского рынка дорожных катков в 2013-2017 гг.
Объем потребления на российском рынке дорожных катков в 2016 году составил 872 шт., что на 23,5% выше уровня 2015 года, когда наблюдался пик падения объемов рынка дорожно-строительной техники по причине общей нестабильности экономической ситуации в 2014-2015 гг., сокращения объемов дорожно-строительных работ, снижения покупательной способности со стороны строительных организаций и сокращения бюджетов на закупку и обновление парка спецтехники. По итогам 2017 года объем потребления вырос на 50% до 1308 шт. Таким образом, в последние годы наметился восстановительный тренд на рынке дорожных катков в РФ, однако в ближайшее время достигнуть докризисных показателей все же не удастся.
Рост спроса на дорожно-строительную технику, который обозначился с 2016 года, обусловлен восстановительными процессами в экономике и строительной отрасли, а также реализацией ряда крупномасштабных проектов (строительство и подготовка объектов к ЧМ по футболу в 2018 году, строительство Крымского моста, реализация программы «Безопасные и качественные дороги» и др.), для проведения которых, в том числе, необходим данный вид спецтехники.
При этом, на рынке дорожных катков ярко выражена сезонность: можно выделить 2 основных пика в потреблении данной техники. Первый приходится на февраль-апрель, когда организации закупают катки перед началом строительного сезона, второй – на октябрь-декабрь, по окончании сезона. Связано это с тем, что заказ техники нужно осуществлять заблаговременно, так как ее доставка, оформление документации и подготовка к работе занимает, как правило, 2-3 месяца.
Кроме того, росту спроса на дорожные катки будут способствовать такие факторы, как растущий уровень износа парка эксплуатируемой техники, а также внедрение новых эффективных механизмов государственной поддержки. Среди них можно отметить программу льготного лизинга, запущенную в 2017 году. На реализацию которой было выделено порядка 2,5 млрд рублей. Согласно Постановлению № 518, утвержденному Правительством России 3 мая 2017 г., лизинговые компании будут предоставлять скидки при оплате первоначального взноса своим клиентам по договорам лизинга на приобретение строительно-дорожной и коммунальной техники; в свою очередь, федеральный бюджет компенсирует им затраты на предоставление таких скидок. Данная программа распространяется на производителей строительно-дорожной, коммунальной, лесозаготовительной, прицепной и снегоболотоходной техники. По прогнозам Минпромторга РФ, реализация программы позволит обеспечить дополнительный объем производства и реализации дорожно-строительной техники на российском рынке.
Объем рынка дорожных катков в 2013-2017 гг. и прогноз на 2018-2025 гг., шт. (в рамках базового сценария развития)
Структура рынка дорожных катков: производство, экспорт, импорт, потребление
На рынке дорожных катков преобладает продукция импортного производства: в 2017 году на нее пришлось около 91%. На экспорт в 2017 году было поставлено 104 ед. техники, что составляет около 46% от всего объема произведенной продукции.
В 2016 году наметился рост объемов производства данного вида спецтехники в РФ. В текущих экономических условиях строительные и ремонтные организации вынуждены более экономно расходовать средства и выбирать более доступные и дешевые катки российского производства. Сохранение действующих мер поддержки в дальнейшем позволит отечественным предприятиям расширить свое присутствие на внутреннем рынке.
Динамика и структура рынка дорожных катков в 2013-2017 гг. и прогноз до 2025 г., шт. (в рамках базового сценария развития)
Структура потребления по федеральным округам РФ
Ключевыми потребителями дорожно-строительной техники в РФ являются строительные организации, осуществляющие строительно-ремонтные дорожные работы. В структуре потребления по ФО наибольшая доля традиционно приходится на Центральный ФО: в 2017 году ее значение составило 26% от совокупного объема потребления дорожных катков в РФ. Второе место по объемам потребления занимает Приволжский федеральный округ (20%). Замыкает тройку Северо-Западный федеральный округ, доля которого по итогам 2017 года составила 14%.
В среднесрочной перспективе серьезных изменений в структуре потребления дорожно-строительной техники в региональном разрезе не ожидается.
Структура потребления дорожных катков в РФ по ФО в 2013-20178(О) гг., в натуральном выражении
Рынок дорожных катков: Прогноз развития
В среднесрочной перспективе объем рынка дорожных катков будет увеличиваться в соответствии с ростом объемов дорожного строительства. Прогнозные значения темпов прироста рынка в 2018-2025 гг. в среднем составят порядка 2-3 % ежегодно. Росту спроса на дорожные катки также будут способствовать растущий уровень износа парка эксплуатируемой техники и внедрение новых эффективных механизмов государственной поддержки.