Как создание Транстихоокеанского партнерства отразится на мировом рынке одежды?
Текстиль, ткани и пряжа 13 сентября 2016Фото: © Kzenon / Bigstockphoto
Снижение торговых барьеров между странами-членами вновь созданной организации может ослабить позиции Китая на глобальном рынке одежды.
Одним из центральных событий в мировой экономике за прошедший год стало создание Транстихоокеанского партнерства (ТТП), в состав которого вошли 12 стран - Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, США, Сингапур, Чили и Япония.
Договор об учреждении партнерства, подписанный в минувшем феврале, вступит в силу только после его ратификации, однако уже сейчас можно судить о его выгодах для стран-подписантов. Соглашение предполагает более благоприятные для его участников условия торгового сотрудничества с США. В случае индустрии одежды это означает беспошлинный доступ продукции государств-членов партнерства на рынок США, правда, при том условии, что она произведена с использованием американских тканей, пряжи и волокон.
Американский рынок одежды наполовину представлен импортом (см. график 1). В 2007-2015 гг. среднегодовой темпы его прироста составили 2,6%, достигнув к прошлому году $48 млрд. Для сравнения, импорт тканей за этот же период падал в среднем на 1.4% в год, к 2015 году составив $ 3 млрд.
По мнению экспертов Индексбокс, от создания ТТП большую выгоду получит Вьетнам. В 2007-2015 гг. его доля в американском импорте одежды в стоимостном выражении увеличилась с 6% до 13% (график 2), а в общем потреблении одежды в США - с 3% до 7% (график 1). Для самого Вьетнама это означало среднегодовой прирост экспорта на 14%, в результате чего в абсолютном выражении он увеличился практически в три раза, составив в 2015 году $6,4 млрд.
Одним из факторов такого прироста оказался приток иностранных инвестиций во вьетнамскую отрасль одежды: инвесторов привлекает дешевая рабочая сила, а также динамичный рост вьетнамской экономики, сопровождающийся ростом доходов населения и, соответственно, увеличением спроса на одежду.
Впрочем, во вьетнамской отрасли одежды сохраняются проблемы, которые могут помешать полностью раскрыть ее экспортный потенциал. Это, в частности, более низкая, в сравнении с Китаем и Индонезией, производительность труда, а также нарастающая нехватка сырья внутри страны. Из-за этого местные производители вынуждены нести все большие расходы на импорт нитей и волокон, в том числе и из Китая, на долю которого в 2015 году пришлось 53% ввезенных во Вьетнам тканей. Со вступлением в силу договора о ТПП этот показатель может несколько снизиться, поскольку вьетнамский рынок станет более доступным для американских производителей тканей. Впрочем, радикального сокращения импорта Вьетнамом китайских тканей ждать не стоит: Китай по-прежнему будет оставаться крупнейшим в мире производителем изделий легкой промышленности - как за счет высоких объемов выпуска, так и за счет усилий китайских компаний по хеджированию рисков (в первую очередь, с помощью размещения предприятий за рубежом, в том числе в США и Вьетнаме).
В целом, как полагают эксперты Индексбокс, ввод в действие ТПП, с высокой вероятностью, повлечет за собой изменения в структуре мировой торговли одеждой: в частности, может сократиться доля китайской продукции на американском рынке, которая будет восполнена поставками из других азиатских стран. При этом американский рынок одежды, в целом, по-прежнему будет зависеть от импорта.
Источник: U.S. Artificial And Synthetic Fibers And Filaments Market. Analysis And Forecast to 2020