Принятие новых законодательных норм увеличит инвестиции в переработку аккумуляторов в ЕС
Бытовая техника и электроника 13 октября 2021Компания
Индексбокс недавно опубликовала новый отчет: «Европейский союз: Рынок электрических
аккумуляторов. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19». Ниже представлено краткое изложение
основных выводов отчета.
Рынок аккумуляторов в ЕС расширяется вслед за
ростом объемов производства электромобилей и увеличением спроса на возобновляемые
источники энергии. В июле 2021 года ЕС ввел новые правила, которые заставляют
производителей аккумуляторов снижать выбросы парниковых газов на всех этапах
жизненного цикла продукта. Увеличение доли переработанных материалов,
используемых в новых аккумуляторах, приведет к
острой необходимости в дополнительных мощностях по их переработке и может
вызвать инвестиционный бум на рынке.
Ключевые тенденции и выводы: рынок электрических
аккумуляторов в ЕС
Global
Battery Alliance прогнозирует, что к 2030 году мировой объем спроса на батареи
вырастет в 14 раз из-за их использования в электрических сетях и повсеместного
внедрения электротранспорта. На ЕС может приходиться 17% мирового объема спроса.
Согласно прогнозам, в 2030 году спрос на литиевые батареи превысит текущий
объем в 18 раз, на кобальт - в 5 раз, а в 2050 году - в 60 и 15 раз, соответственно.
В июле 2021
года ЕС ввел новые правила по безопасному использованию,
переработке и утилизации аккумуляторов. Эти правила могут привести к серьезным
изменениям на рынке электрических аккумуляторов. С 1 июля 2024 года
производители, продающие аккумуляторы на европейском рынке, должны будут
предоставлять декларации с указанием углеродного следа, создаваемого в процессе
производства. Затем с 1 июля 2027 года производители должны соблюдать
максимальные пороговые значения выбросов углерода в течение жизненного цикла
для своей продукции. Это увеличит расходы производителей, поскольку они будут
вынуждены внедрять технологии по сокращению выбросов парниковых газов. Чтобы
помочь компаниям оставаться конкурентоспособными, в новых правилах
предусматривается разработка плана, в соответствии с которым правительства будут
обязаны закупать продукцию, произведенную с использованием зеленых технологий.
В Европе
ежегодно образуется более 1,9 млн тонн отработанных аккумуляторов. Текущий
уровень переработки материалов в ЕС низкий: только 12% алюминия, 22% кобальта,
8% марганца и 16% никеля, используемых в ЕС, перерабатываются. В настоящее
время литий в ЕС почти не восстанавливается, поскольку считается, что это
нерентабельно.
В
соответствии с новыми правилами, цели по извлечению металлов из отработанных
батарей установлены на уровне 90% для кобальта, меди, свинца и никеля и 35% для
лития к концу 2025 года. К 2030 году уровень извлечения должен достигнуть 95%
для кобальта, меди, свинца и никеля и 70% для лития. Это потребует значительного
увеличения емкости для переработки батарей и, таким образом, откроет новые
возможности для инвесторов. В секторе лития ожидается наиболее значительный
рост; по прогнозам, он будет увеличиваться на 30% в год и предъявит
значительный спрос на мощности по переработке.
Импорт электрических аккумуляторов в ЕС
В 2020 году
ок. 1,2 млрд ед. электрических аккумуляторов было импортировано в ЕС; показатель
сократился на 8,1% к уровню прошлого
года. В стоимостном выражении импорт аккумуляторов вырос до 23,1 млрд долл. (по оценкам Индексбокс) в 2020 году.
Германия (386
млн ед.) остается крупнейшим импортером электрических аккумуляторов в с долей
33% от общего объема поставок. За ней следуют Польша (199 млн ед.), Венгрия
(168 млн ед.), Нидерланды (96 млн ед.), Франция (65 млн ед.) и Чехия(58 млн ед.),
с совокупной долей в 49% общего объема импорта.
В
стоимостном выражении Германия (7,5 млрд долл.) представляет собой крупнейший
рынок импортных электрических аккумуляторов в ЕС, занимая 32% от общего объема поставок.
Вторую позицию в рейтинге заняла Франция (2,4 млрд долл.), на долю которой
приходится 11% от общего объема импорта. Далее следуют Нидерланды с долей 6,8%.
В 2020 году Германия
увеличила объем импортных поставок электрических
аккумуляторов на 48,6%. Остальные страны-импортеры зафиксировали следующие
темпы прироста импорта: Франция (+1,6% г/г) и Нидерланды (+3,4% г/г).
Импортная цена
на электрические аккумуляторы в ЕС составила 20 долл. за ед. в 2020 году,
увеличившись на 43% по сравнению с предыдущим годом. В 2020 году наиболее
заметные темпы прироста цен были достигнуты в Чехии, в то время как другие страны-лидеры
продемонстрировали более скромные темпы прироста.
Импорт первичных элементов и первичных
батарей в ЕС
Германия
была основной страной-импортером первичных
элементов и первичных батарей с объемом поставок около 3,1 млрд ед., что занимает
33% от общего объема импорта. За ней последовали Польша (1470 млн ед.), Бельгия
(743 млн ед.), Румыния (624 млн ед.), Франция (605 млн ед.), Нидерланды (495
млн ед.), Италия (474 млн ед.) и Испания (452 млн ед.) совокупно занимающие
еще 52% от общего объема импорта.
В
стоимостном выражении Германия (534 млн долл.) представляет собой крупнейший
рынок импортных первичных элементов и первичных батарей в ЕС, занимая 23% от
общего объема импорта. На второй позиции в рейтинге находится Франция (238 млн долл.),
на долю которой приходится 10% от общего объема импорта. За ней следует Польша
с долей 10%.
В Германии импорт первичных элементов и первичных батарей снизился на 2,3% в 2020 году. Остальные страны-импортеры зарегистрировали следующие темпы прироста импорта: Франция (+10,3% г/г) и Польша (+22,0% г/г).
Источник: платформа Индексбокс.