Как бизнес оценивает состояние конкурентной среды в российской экономике?
Ритейл 16 ноября 2016Фото: © branexserbia / Bigstockphoto
Сильнее всего влияние конкуренции испытывают производители пищевых продуктов, стройматериалов и неметаллических изделий, а слабее всего - представители ТЭК и деревообрабатывающей отрасли.
Ключевыми барьерами для выхода на новые географические и продуктовые рынки российские предприниматели считают нехватку финансовых средств, высокие начальные издержки для организации бизнеса и насыщенность рынков сбыта. Об этом говорят данные ежегодного онлайн-опроса о состоянии конкурентной среды в России, проведенного в минувшем феврале Аналитическим центром при Правительстве и Торгово-промышленной палатой среди 1500 предпринимателей в 84 регионах. Около 80% респондентов составили представители микропредприятий с годовым оборотом 120 млн руб., при этом у еще большей доли опрошенных организаций (90%) численность сотрудников не превышала 100 человек.
В сравнении с 2014 годом доля респондентов, считающих конкуренцию на российских рынках высокой или очень высокой, снизилась с 73% до 51%, тогда как доля тех, кто ощущает слабую конкуренцию или ее отсутствие, увеличилась с 5% до 24%. При этом меньше участников опроса указало на рост числа конкурентов (65% в 2014 году против 50% в 2016-м) и больше - на их сокращение (10% против 24%).
Снижение числа конкурентов респонденты связывали преимущественно с уходом с рынков ряда российских компаний (42%), давлением со стороны органов власти (41%) и изменением нормативно-правовой базы (32%). К числу причин участники опроса гораздо реже относили уход иностранных конкурентов (21%), однако этот фактор чаще других называли представители транспортного машиностроения (100%), химической промышленности (71%), производителей электронного и оптического оборудования (64%) и машиностроения (43%).
Наименьшее влияние конкуренции бизнес испытывает в деревообрабатывающей и целлюлозной отрасли и ТЭК, а наибольшее - в пищевой промышленности, сфере IT и производстве стройматериалов и неметаллических изделий, включая изделия из резин и пластмасс (Рисунок 1).
Несмотря на кризис, 70% участников опроса считают преодолимыми барьеры на пути выхода на новые географические или продуктовые рынки. Помимо высоких начальных издержек для организации бизнеса и насыщенности рынков сбыта, к числу таких барьеров респонденты относили низкую доступность и высокую стоимость кредитов (56%), высокие налоги (46%), нестабильность регулирующего законодательства (34%) и недостаток квалифицированных кадров (30%). При этом в сельском хозяйстве важной проблемой является получение доступа к земельным участкам (37%), в строительстве - коррупция в органах власти (48%), в текстильной промышленности - конкуренция со стороны теневого сектора (41%), в ТЭК - высокие транспортные и логистические издержки (44%), в химической промышленности - сложность доступа к закупкам компаний с государственным участием (44%).
* Доля ответивших в общем числе респондентов в соответствующей сфере, планирующих выход на новые рынки, %
** Доля ответивших в общем числе респондентов в соответствующей сфере, %
*** По всем сферам экономической деятельности, представленным респондентами.
В ходе опроса наиболее часто о своей готовности осваивать новые рынки заявили производители электронного и оптического оборудования (94%), а также участники машиностроительной (87%), текстильной (85%) и пищевой отраслей (84%). Почти столь же оптимистичными являются отечественные металлурги, однако за прошедший год доля представителей отрасли, готовых выходить на новые рынки, снизилась с 90% до 76%.
В целом, данные опроса свидетельствуют о снижении конкуренции в российской экономике. Эта тенденция касается не только малого и среднего предпринимательства, но и крупного бизнеса, полагают аналитики Индексбокс. Подтверждение тому - ситуация в нефтяной промышленности: если в 2005 году на долю крупнейших четырех нефтяных компаний («Лукойл», ТНК-ВР, «Роснефть», «Сургутнефтегаз») приходилось 58,9% добычи (277 млн из 470,2 млн т - данные ЦДУ ТЭК), то в 2015-м доля четверки ведущих мейджоров («Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть») составила 69,4% (370,8 млн из 524 млн т). Такая динамика связана с национализацией, которая охватила как саму нефтяную отрасль (за прошедшие 10 лет под крыло госкомпаний перешли активы «Юкоса», «Сибнефти», ТНК-ВР, «Башнефти»), так и экономику в целом: за 2005-2015 гг. доля госсектора в ВВП выросла с 35% до 70%.
Другой фактор ограничения конкуренции - внешнеторговые барьеры, которые за прошедшие два года были внедрены в отношении более чем трех десятков государств (США, страны ЕС, Австралия, Норвегия, Турция, Украина). От подобных ограничений страдают потребители, которым приходится больше платить за попавшие под эмбарго товары, констатируют эксперты Индексбокс. Так, за 2015 год цены на сливочное масло выросли на 11%, на сухое молоко - на 20%, на говядину - на 16%, на мороженую рыбу - на 24%, на яблоки - на 14% (подсчеты Аналитического центра при Правительстве).
Наконец, на состояние конкурентной среды негативно влияет также ужесточение правил мелкооптовой торговли, которое произошло в ряде российских городов. Например, в Москве в 2016 году было ликвидировано 211 торговых объектов, которые были признаны самостроем. В проигрыше остались не только владельцы снесенных киосков, но и покупатели, для которых стала менее доступна торговая инфраструктура.
Повысить уровень конкуренции можно за счет демонополизации госкомпаний и их приватизации, а также снижения административных барьеров, заключают аналитики Индексбокс. Время покажет, когда реализация этих мер станет возможной.